Navigation bar
  Print document Start Previous page
 151 of 162 
Next page End  

«репрессивные поля группового сознания». Поэтому борьба с эскалацией конфликта
является борьбой с возможностью порождения зла в будущем.
Следует осознавать, что в случае «кровавых конфликтов» затрагиваются и
пробуждаются мощнейшие темные силы индивидуального и коллективного сознания.
Люди регрессируют в те архаические пласты своей психики, куда для их же блага
(ценность духовного развития абсолютна для всех людей) им попадать не следует. В этих
планах подсознания существует архаическая память об эволюционном прошлом
человечества (не богатом гуманностью), об отсутствии ценности человеческой жизни, о
способах решения конфликта войной. В случае попадания в «демонические матрицы
сознания» возникает эскалация насилия. Агрессор проецирует ненависть, усиливаемую по
закону зеркального отражения оппонентом. Самим убийцам (реальным и потенциальным)
выбраться из этих пластов психики практически невозможно. Ставя заслон на пути кро-
вавого развития событий, мы тем самым спасаем не только
невинных людей, но и всех потенциальных убийц от совершения основного
нравственного преступления, за которое наступает расплата как в жизни, так и в
мучительных посмертных состояниях сознания.
Принцип «воздаяния за деяния» в случае применения силы над насилием будет
срабатывать меньше, чем в случае гибели невинных людей. Счет за пролитую кровь
невинной жертвы и агрессора различен. Кровь жертв формирует причинно-следственные
связи в порождении насилия в будущем больше, чем кровь и страдания (тюрьма) убийц и
лиц, нарушивших нравственные заповеди. Поэтому в случаях, когда в групповом субъекте
происходит процесс дегуманизации и возникает психологически обоснованная
возможность убивать людей, человеческую жизнь как высшую ценность нужно защищать
силой (принцип необходимой обороны). В. Межуев, например, указывает, что в политике
зло побеждается только меньшим злом.
Прекрасным примером является вся ситуация конфликта в Закавказье. Сегодня мы
видим, к чему привело невмешательство в развитие кровавых сюжетов.
В условиях «российской ситуации» применение принципа ненасилия нуждается в
существенных ограничениях. Решение о применении ненасильственных технологий
разрешения конфликтов должно зависеть от оценки состояния «духовной атмосферы» в
конкретном регионе. Как подчеркивает 3. Апресян, ненасилие как характеристика
социально-политической борьбы возможно лишь при условии, что в обществе имеются
гражданские институты, общепризнанные демократические ценности. Что касается рамок
применения насилия в государственном управлении, то определяющим моментом
является понимание необходимости обеспечения безопасности личности, борьбы с
возможностью хаоса, что предусматривает определенное применение силы. Искомые
рамки применения принципа ненасилия предполагают поэтому определение пропорций в
указанной дилемме ненасилия относительно конкретных условий. Утопично также счи-
тать, что понимание своих обязанностей, утверждение в сознании нравственных
ценностей самопроизвольно появится у всех граждан. Сама природа взаимозависимости
людей предполагает определенное насилие над теми, кто не достиг уровня саморегуляции
собственной совестью.
Для защиты от насилия силой можно использовать один из основных принципов
айкидо: подвести противника к болевому порогу и предоставить ему сделать выбор —
сдаться, поняв бесплодность попытки причинить зло, или продолжать борьбу, причиняя
себе боль или даже обрекая себя на гибель.
Для решения сложнейшего клубка вопросов, возникающих в связи с философией и
этикой ненасилия, для нахождения рамок применения принципа идея нуждается в
самокритичном анализе, в разработке новых подходов, учитывающих одновременно
глубинную психологию человека, этические ценности и конкретную социально-по-
литическую реальность. Следует также подчеркнуть, что применение ненасильственных
стратегий связано с процессами глобальной трансформации человечества. Увели-
Hosted by uCoz