Navigation bar
  Print document Start Previous page
 161 of 162 
Next page End  

С целью прогноза поведения человека в широком диапазоне ситуаций
исследователи пытались очертить круг наиболее универсальных черт личности и создать
на этой основе наилучшую модель с точки зрения компактности и воспроизводимости в
различных ситуациях. Из множества подходов к этому вопросу большинство авторов
выделяет, по крайней мере, три наиболее популярные теории. Это кеттелловская теория
«16 PF» (Cattell, Eber, Tatsuoka, 1970), «Пятерка Нормана» (Norman, 1963) и система
«PEN» Г. Ю. Айзенка (Айзенк, 1993).
Оригинальная модель, названная авторами «Рекапитуляция», была предложена Е.
Ван де Влиертом и М, Ейвема (Van de Vliert, Euwema, 1994) в попытке выделить
ключевые личностные черты, «управляющие» конфликтным поведением. Обозначая
проблему и обобщая различные подходы, они анализируют исследования, в которых
дается описание, по крайней мере, 44 моделей реакций на конфликт и описание 169
поведенческих тактик, что без введения надлежащей систематизации крайне затрудняет
проведение самих исследований и взаимопонимание между учеными.
Необходимость создания метатаксономии, характеризующей связь между
различными типами поведения в конфликте в терминах общих личностных факторов, при-
вело к эмпирическому исследованию, которое продемонстрировало, что факторы
Согласие (Agreeableness) и Активность (Activeness) есть наиболее универсальные факто-
ры, интегрирующие весь широкий спектр конфликтного поведения (Bales, 1950; Osgood,
Suci, Tannenbaum, 1957).
Ситуационный подход делает упор на анализ отдельных стратегий, прямо не
связанных с личностью. Это позволяет учитывать легкость изменения поведения в зави-
симости от ситуации и в большей степени акцентировать внимание на адекватности и
эффективности той или иной тактики и стратегии.
Менее стабильные образования идентифицируют с понятиями: стратегии поведения в
конфликте или стили поведения, реализующиеся через тактики и др. (Buuk, Schaap,
Prevoo, 1990; Esser, Walker, Kurtzweil, 1991). Под стратегией понимается набор
макроскопических целей. Тактика — средства достижения этих целей. Одна и та же
тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Соотнося данные категории с
устойчивыми регуляторами коммуникативного поведения (установками), отечественные
исследователи отмечают, что они являются лишь операциональными эквивалентами
(операциональными установками) смысловым установкам, принадлежащим к более
высокому иерархическому уровню (М. А. Джерелиевская).
Общепринятыми считаются стратегии, обозначаемые как конфронтация,
переговоры, компромисс, уход (De-utsch, 1973 и др.) или соперничество, сотрудничество,
компромисс, избегание, приспособление (Thomas, 1976 и др.). Также добавляются
проблемно-ориентированная стратегия или переговоры (Kolb, Putnam, 1992; Pruitt, Rubin,
1968), стратегия привлечения третьей стороны, тоже понимаемая как способ ведения
переговоров («third-party strategies»), или стратегия посредничества. Различные ее модели
последнее время очень популярны (Rubin, Kressel, Frontera, Butler, Fish, 1994).
Исследования, отнесенные ко второму подходу, представляют большую ценность
тем, что, благодаря конкретному описанию чрезвычайно богатого арсенала поведенческих
компонентов и конкретных ситуаций, дают богатейший материал для создания
эмпирических индикаторов исследования и коррекции социального поведения.
Таким образом, необходимо отметить, что дискуссия о роли ситуативных и
субъективных (диспозиционных) факторов в детерминации поведения субъекта в
конфликте сохраняет свою актуальность. А. А. Реан предлагает исходить из принципа
дополнительности действия ситуативных (обеспечивающих вариативность) и трансситуа-
тивных (обеспечивающих постоянство поведения) факторов, утверждая, что в
большинстве случаев детерминирующими факторами являются личностные факторы,
тогда как ситуативные играют роль модулятора (определяя вариативность проявления
личностных факторов). В некоторых, гораздо более редких, на его взгляд, случаях иерар-
Hosted by uCoz