Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 162 
Next page End  

С. 153).
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление
учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого
наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования
учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего
порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды,
смена настроения и т.п.
Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под
собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто
приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны
учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.
Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему
взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое
состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием
того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется
состояние зависимости учителя от «милости» учеников.
В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между
педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом —
большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о
ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет.
Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости
учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает
воспитательную силу коллектива» (Сухомлинский В. А. Методика воспитания кол-
лектива. — Москва., 1981. — С. 185).
Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Среди потенциально
конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:
— ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения
учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
— ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения
учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
— ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных
отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической
деятельности.
Предложенный ниже перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует
практическую цель ориентировать учителей в многообразных школьных ситуациях и
конфликтах.
Ситуации и конфликты деятельности. Ситуации по поводу учебной деятельности
часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и
проявляются в отказе ученика выполнять учебное занятие. Это может происходить по
разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнения
домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при
затруднениях в работе.
Приведем типичный пример.
На уроке русского языка учительница несколько раз делала замечания ученику,
который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать
другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди.
Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел.
Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем
месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, уче-
ники занялись своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница
встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели.
Hosted by uCoz