Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 162 
Next page End  

Другой, не менее значимой целью такого анализа является переключение внимания
с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности,
поступках и отношениях.
Анализ помогает учителю избежать субъективизма в оценке поведения учеников.
При разборе поступка, оценке поведения часто виноватым оказывается ученик, кто менее
симпатичен учителю (для женщин-учителей этот критерий более значим), а поэтому
учителя удивительно хорошо помнят даже мелкие нарушения дисциплины этими
учениками. Такая позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное
изучение личностных качеств ученика перечнем тех проступков, в которых он был
замечен раньше: у хорошего ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается
значения плохим, а «трудный» ученик остается виновным.
Психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках
«плохого» ученика и «пакость» в поведении образцового и тем самым правильно
разрешить ситуацию, найти «точки роста» личности даже очень «трудного» ученика.
Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только
варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта.
Ведь предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации — это
наиболее оптимальный, «бескровный» для обеих сторон выход из ситуации. Учитель при
этом определяет момент возможного перехода ситуации в конфликт, снижает косвенными
приемами напряженность и берет ситуацию под контроль.
Погасить конфликт — это значит перевести отношения его участников на уровень
взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных
отношений в сферу деловых отношений учебной рабрты.
Содержательность и глубина анализа ситуации, предложенные варианты ее
разрешения, как показала работа с учителями и руководящими работниками школ, прямо
не зависят от стажа работы в школе. Интерес к вопросам возрастной и педагогической
психологии, интерес к ребенку, желание увидеть ситуацию глазами ученика и помочь ему
выйти из нее, умение построить собственное рациональное рассуждение по поводу
возникшей ситуации — таковы основные слагаемые педагогически грамотного анализа.
По словам учителей, такой анализ помогает осмыслить собственный опыт выхода
из ситуации, разрешения конфликтов, увидеть ошибки и просчеты в своем поведении и не
повторять их, сваливая всю вину на учеников. Тем самым учитель учится принимать
решения без лишних эмоций, уходя от традиционных мер воздействия. Это повышает его
свободу выбора и профессиональное самоуважение.
Совместно с практическими работниками школ были разработаны варианты
опорных схем для проведения анализа ситуаций.
Приведем некоторые из них.
Первый вариант включает следующие основные моменты анализа ситуации:
— описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место
возникновения, деятельность участников и т. д.); что предшествовало возникновению
ситуации; какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их
поведении, ситуации, поступке;ситуация глазами ученика и учителя; личностная позиция
учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во
взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он
безразличен к ученику);что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка
(познавательная ценность ситуации для учителя);основные причины возникшей ситуации
или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);
варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения
ученика; выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение
конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на
перспективу.
Второй вариант: описание ситуации и ее участники; определение в ситуации
Hosted by uCoz