Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 283 
Next page End  

      Именно  видотипичность особенностей импринтин-  га, объясняемая его
тесной связью •с механизмами   инстинктивного поведения, исключает перенос
кон  кретных данных, полученных при  'исследовании жи  вотных, в область
развития мотивации человека. Од  нако возможны  отвлеченные от конкретных
деталей   •выводы, и самый о'бщий из них утверждает, что про  цессы,
обеспечивающие  возникновение у  человека   устойчивых, «функционально 
автономных»  мотива-  ционных отношений, имеют продолжительную и слож 
ную предысторию  филогенетического развития. Из   нее следует, что такие
процессы могут иметь, но могут   и не иметь сензитивный период для своего
осущест  вления и что объяснение этой неопределенности сле  дует искать не в
особенностях механизмов научения,   а в целесообразности существования таких
периодов   в истории развития вида.     Особенно  следует подчеркнуть вывод о
том, что   гюзникающие безусловные мотивационные отношения   могут
обнаруживать определенную  изменчивость—  угасать с истечением времени,
допускать переучива ние. Такие изменения могут происходить как спонтан но, так
и под влиянием особых  условий, например,  при исчезновении объекта
привязанности, вынужден ной смене места обитания и т. л. Абсолютная неиз
менчивость фиксированных мотивационных отношений  была 'бы .в таких случаях
'неоправданной.    Данные  о формировании безусловных мотивацион ных
отношений у человека в общем и  целом  нахо дятся в согласии с этими выводами.
Рассмотрим их,  сделав предварительно оговорку, что они являются  еще более
эпизодичными, плохо систематизированны ми, а порой, возможно, и спорными,
чем обсуждав шиеся выше данные об аналогичных процессах у жи вотных.
Обстоятельства, затрудняющие  освещение  этой проблемы, достаточно очевидны;
это, с одной  стороны, связанность процессов мотивационного за- печатления с
механизмом инстинкта, проявления ко торого у человека мало изучены, с другой
— осуществление этих  процессов в условиях сознания и пр^' наличии
сложнейшей  системы уже  сложившейся мотивации, неизбежно  их 
маскирующей  и видоизменяющей.    Запечатленйе во взаимоотношениях матери и
мла'
                             134
пенца- Определенные параллели между 'мотивацион-ным запечатлением у
человека и животных были получены в исследованиях младенцев, у которых фак-
торы  социального  развития  еще  не  затмевают природные процессы. Обобщая
большое число наблюдений и исследований развития у них привязанности к
взрослому, Дж. Боулби пишет: «Насколько сегодня известно, способ, которым
поведение привязанности развивается и фокусируется на. некоторое лицо у
младенца, достаточно подобен способу развития этого поведения у других
млекопитающих и у птиц, что определенно позволяет отнести его к явлениям, обо-
значаемым понятием импринтинга, во всяком случае в современном более
широком значении этого термина. Действительно, признать иное означало бы соз-
дать ничем не оправданный разрыв между  случаями развития этого поведения у
человека и у других видов» (Bowlby, 1987. Р. 223). Следует добавить, что согласно
этому автору более  широкое  понимание импринтинга выделяет  следующие   его 
признаки: «(а) развитие вполне определенного предпочтения, (Ь) предпочтения,
Hosted by uCoz