Именно видотипичность особенностей импринтин- га, объясняемая его
тесной связью с механизмами инстинктивного поведения, исключает перенос
кон кретных данных, полученных при 'исследовании жи вотных, в область
развития мотивации человека. Од нако возможны отвлеченные от конкретных
деталей выводы, и самый о'бщий из них утверждает, что про цессы,
обеспечивающие возникновение у человека устойчивых, «функционально
автономных» мотива- ционных отношений, имеют продолжительную и слож
ную предысторию филогенетического развития. Из нее следует, что такие
процессы могут иметь, но могут и не иметь сензитивный период для своего
осущест вления и что объяснение этой неопределенности сле дует искать не в
особенностях механизмов научения, а в целесообразности существования таких
периодов в истории развития вида. Особенно следует подчеркнуть вывод о
том, что гюзникающие безусловные мотивационные отношения могут
обнаруживать определенную изменчивость угасать с истечением времени,
допускать переучива ние. Такие изменения могут происходить как спонтан но, так
и под влиянием особых условий, например, при исчезновении объекта
привязанности, вынужден ной смене места обитания и т. л. Абсолютная неиз
менчивость фиксированных мотивационных отношений была 'бы .в таких случаях
'неоправданной. Данные о формировании безусловных мотивацион ных
отношений у человека в общем и целом нахо дятся в согласии с этими выводами.
Рассмотрим их, сделав предварительно оговорку, что они являются еще более
эпизодичными, плохо систематизированны ми, а порой, возможно, и спорными,
чем обсуждав шиеся выше данные об аналогичных процессах у жи вотных.
Обстоятельства, затрудняющие освещение этой проблемы, достаточно очевидны;
это, с одной стороны, связанность процессов мотивационного за- печатления с
механизмом инстинкта, проявления ко торого у человека мало изучены, с другой
осуществление этих процессов в условиях сознания и пр^' наличии
сложнейшей системы уже сложившейся мотивации, неизбежно их
маскирующей и видоизменяющей. Запечатленйе во взаимоотношениях матери и
мла'
134
пенца- Определенные параллели между 'мотивацион-ным запечатлением у
человека и животных были получены в исследованиях младенцев, у которых фак-
торы социального развития еще не затмевают природные процессы. Обобщая
большое число наблюдений и исследований развития у них привязанности к
взрослому, Дж. Боулби пишет: «Насколько сегодня известно, способ, которым
поведение привязанности развивается и фокусируется на. некоторое лицо у
младенца, достаточно подобен способу развития этого поведения у других
млекопитающих и у птиц, что определенно позволяет отнести его к явлениям, обо-
значаемым понятием импринтинга, во всяком случае в современном более
широком значении этого термина. Действительно, признать иное означало бы соз-
дать ничем не оправданный разрыв между случаями развития этого поведения у
человека и у других видов» (Bowlby, 1987. Р. 223). Следует добавить, что согласно
этому автору более широкое понимание импринтинга выделяет следующие его
признаки: «(а) развитие вполне определенного предпочтения, (Ь) предпочтения,
|