Navigation bar
  Print document Start Previous page
 126 of 283 
Next page End  

влиянием ее  «отучающего» поведения исчезает.    Такого рода данные
свидетельствуют  о том, что  различение процессов научения по эмпирически и в 
известной мере случайно нащупанным признакам при  помощи искусственных
экспериментальных процедур  не учитывает главного — биологического
назначения  этих процессов, определявшего их эволюционное раз витие и
приобретение 'ими тех или иных особенностей.  С прислособительной точки
зрения индивиду необхо дима способность к формированию .как условных, ин
струментальных, так и безусловных, значимых самих  по себе мотивационных
отношений к новому, генети чески незапрограммированному содержанию
(именно  отношений, поскольку двигательные реакции должны  обнаруживать
изменчивость). В основе такого науче ния лежит  акт  мотивационного 
(эмоционального)  переключения, только в первом случае сохраняющего 
Функциональную  зависимость от  подкрепляющего  фактора, во 'второ.м—
придающего новому содержанию функциональную   автономность. Когда и каким
образом произойдет то или  иное научение, что его  вызовет, как долго оно
сохранится и т. д.—зависит,  как это показывают  исследования этологов (Мак-
Фарленд, 1988; Хайнд, 1975), от видовых особенно-^ей животных, и  бесполезно
надеяться уложить эти "зменчи.вые данные в строгие  рамки  искусственно
выделяемых форм  научения.
                             133
Hosted by uCoz