Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 283 
Next page End  

  Соотношение мотивационного обусловливания  и опосредствования
    Уровень отражения как основа отличий. Процессы  обусловливания в типичном
случае осуществляются,  причем всеми составляющими их моментами, на уров не
непосредственно-чувственного отражения. Они ини циируются реальным 
подкрепляющим   воздействием  (1), вызывающим столь же реальную эмоцию (2),
ко торая, подчиняясь наглядно  отражаемой в данной  ситуации связи между
двумя событиями (3), переклю чается на сигнальный (условный) раздражитель (4) 
и тем обеспечивает его эмоциональное восприятие в  будущем. Главным
«воспитателем» в случае обуслов ливания является конкретная и реально
воспринима емая ситуация, объективные свойства которой служат  основой для
непосредственного развития новых моти- вационных отношений.    Процессы же 
мотивационного опосредствования ча стично или полностью происходят на
основе представ ляемых, воображаемых, восстанавливаемых вследст вие
полученной  словесной  информации   событий,  т. е. предполагают высшие
уровни отражения и совер шаются в «образе мира», а не в образе реально вос
принимаемой ситуации. От процессов обусловливания  мотивационное 
опосредствование отличает прежде  всего отсутствие непосредственно-
чувственных под крепляющих воздействий (1), вместо которых форму лируются
те или иные  воспитательные  аргументы.  Когда ребенок обжигает себе палец или
устраивает  пожар, то боль и страх в качестве реальных подкреплений без
дополнительных разъяснений придают новое  мотивационное значение спичкам и
игре с ними, при ведшей к этим событиям. Если сопоставить этот при мер с
аналогичным по содержанию случаем опосредствования, когда взрослый пытается
добиться того же, долго и с впечатляющими  деталями рассказывая об ужасах, к
которым может привести игра со спичками, то главное отличие, как видно,
обнаруживается в том, что ни страшных  ожогов, ни горя пострадавших от пожара
— того, что, несомненно, служило бы безотказным  подкреплением — при таком 
воспитательном воздействии фактически нет, а только должно быть представлено.
                             74
   Не  воспринимаются, а представляются воспитыва емым лицом, как правило,
также и те предметы, кото рым мотивационное опосредствование должно придать 
новое значение (4), и тем более связь между ними и • подкрепляющими
аргументами  воспитательного воз действия (3), которая, как отмечалось выше,
иногда  устанавливается воспитателем произвольно и воспи тываемому лицу
может казаться неубедительной. Та ким образом, в случае мотивационного
опосредство вания воспитывает не воспринимаемая  ситуация, а  другой человек,
пытающийся вовлечь воспитываемого  в ситуацию воображаемую и посредством
этого произ вести у него желательные мотивационные изменения.    Однако 
важно подчеркнуть, что такой переход мо- тивационных процессов на новый
уровень отражения,  свойственный человеческой психике, влечет за собой  не
только существенное расширение   возможностей  воспитания и сферы доступных
ему явлений, но и оп ределенную потерю. Это касается прежде всего глав ного
элемента обсуждаемого процесса эмоционального  переключения—самой  
эмоции (2), которая из-за от сутствия непосредственных эмоциогенных
воздействий  перестает быть неминуемой и возникает в зависимо сти от искусства
Hosted by uCoz