Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 166 
Next page End  

вниз, на город, служат единственным видимым признаком
наличия связи между мирами. Что касается самого лица,
то судя по особо подчеркнутой форме ноздрей и по чрез-
мерно широко расставленным глазам, его можно считать
человеческим лишь условно. Из остальных четырех лиц
безусловно человеческим является только то, которое на-
ходится слева вверху. Лицо в левой нижней части картины
едва различимо. Принимая во внимание, что выделяющееся
большими размерами и истекающей изо рта водой лицо в
середине картины выступает в качестве главного элемента и
источника, мы можем выделить базовую структуру
следующей формы:
Эта пятичленная структура (лат. quincunx) является ал-
химическим символом квинтэссенции, идентичной ляпису,
философскому камню. Речь идет о разделенном на 4 части
круге и его центре — что может указывать на «разверну-
тое» во все 4 стороны света божественное начало, — или о
четырех функциях сознания с их единым субстратом, Са-
мостью. Тетрада (четверица) как число-символ представ-
лена здесь структурой 3+1: три лица похожи на морды жи-
вотных и выглядят более или менее демонически; к ним
добавляется одно человеческое лицо.
Эта уникальная в своем роде картина заставляет вспом-
нить о символическом смысле числа 4. В истории развития
символов тетрада встречается очень часто; ее трактовку
дал Платон в своем «Тимее», а еще раньше Иезекииль пе-
режил ее в своем видении четырех серафимов, причем
один из серафимов имел человеческое лицо, а трое других
— «лица» животных¹. Та же тема числа 4 встречается в
некоторых изображениях сыновей египетского бога Гора,
в эмблемах евангелистов, в обособлении одного «гностиче-
ского» Евангелия от трех синоптических², а также — что
немаловажно, — в четырех фигурах христианской мета-
физики: Троице и Дьяволе. В сфере алхимии структура
1)
Иезекииль, 1, 5-10.
2)
То есть в противопоставлении Евангелиям от Матфея, Марка и Луки
Евангелия от Иоанна.
Hosted by uCoz