Navigation bar
  Print document Start Previous page
 154 of 166 
Next page End  

Облако выказывает готовность немедленно поделиться с
людьми своими познаниями. Один молодой астроном до-
бровольно соглашается стать объектом опыта. Но, впав в
гипнотическое состояние, он умирает от воспаления мозга;
ему так и не удается сообщить полученную информацию
другим. Тогда на участие в опыте дает согласие гениаль-
ный профессор из Кембриджа — при условии, что процесс
коммуникации будет протекать значительно медленнее.
Облако принимает условие, но, несмотря на это, профессор
впадает в горячку и вскоре также умирает. Между тем об-
лако решает покинуть солнечную систему и отправиться
на поиски какого-нибудь другого светила. Солнце выходит
из-за своего «покрывала» и все возвращается на круги
своя, если не считать причиненного жизни на Земле нево-
образимого ущерба.
Ясно, что автор в своей книге касается характерной для
нашего времени проблемы НЛО: образование округлой
формы приближается из космоса к Земле и истощает ее
катастрофами огромных масштабов. Молва чаще всего
усматривает косвенную причину появления НЛО в ката-
строфической политической ситуации на Земле или в опы-
тах по расщеплению атомного ядра. Но нередко за появ-
лением НЛО видят другую, непосредственную опасность,
заключающуюся в агрессии со стороны инопланетян; в ре-
зультате такой агрессии нашему и без того непрочному по-
ложению грозили бы неожиданные и, вероятно, крайне не-
желательные осложнения. Странная мысль, что облако об-
ладает неким подобием нервной системы, то есть психиче-
ской субстанцией или даже разумом, не является
оригинальным открытием автора: ведь умозрительное во-
ображение тех, кто верит в НЛО, уже разработало гипоте-
зу о «чувствующем электрическом поле» (sentient electrical
field). Этому же умозрительному воображению мы обяза-
ны идеей, будто НЛО «запасаются» на Земле водой, кис-
лородом, мелкими животными и т. п. — примерно так же,
как облако из нашей книги «запасается» солнечной энер-
гией. Это облако вызывает гигантские перепады темпера-
тур и «черноту», уже являвшуюся алхимикам в их виде-
ниях. Обрисованная здесь картина дает представление об
одном из характерных аспектов психологической пробле-
мы, возникающей, когда «дневной свет» (сознание)
непосредственно сталкивается с «ночной тьмой»
(коллективным бессознательным). Это влечет за собой
столкновение контрастов высочайшей степени
интенсивности; отсюда, в свою очередь, вытекают потеря
ориентации и помрачение сознания, которые часто
принимают угрожающие масштабы, — нечто подобное
нам иногда приходится наблюдать на ранних стадиях
психозов. Описывая столкновение психического
содержимого облака с сознанием двух несчастных жертв,
Хойл подчеркивает именно данный аспект, то есть
аналогию с психической катастрофой. Психическая
субстанция и сама жизнь двух ученых уничтожены в ре-
зультате внезапной встречи с бессознательным — анало-
гично тому, как большая часть живых существ уничтожена
после столкновения облака с Землей.
Округлость, как уже говорилось, является несомненным
символом целостности. Но в момент своего появления этот
символ обычно встречается с абсолютно неподготовленным
сознанием, которое ничего не понимает в целостности, за-
блуждается насчет нее; соответственно, оно не в силах его
воспринять и выдержать. Такое сознание способно заме-
тить целостность в виде внешней, спроецированной фор-
мы, но не способно интегрировать ее в себя в качестве
субъективного феномена. В подобной ситуации сознание
совершает ту же роковую ошибку, что и некоторые душев-
нобольные: оно воспринимает проявление целостности как
факт внешнего порядка, но не понимает, что на деле это
— субъективный, символический процесс. Последствия по-
добной ошибки, естественно, весьма серьезны: ведь в гла-
зах душевнобольного мир отныне становится безнадежно
раздробленным и неупорядоченным; миру приходит конец
постольку, поскольку больной теряет связь с конкретной,
повседневной действительностью. Автор подсказывает эту
аналогию с психозом, изображая бредовое состояние гени-
ального математика. Ту же фундаментальную ошибку со-
вершают не только душевнобольные, но и все те, кто при-
дает значимость объективной реальности различного рода
философским или теософским спекуляциям — например,
Hosted by uCoz