Navigation bar
  Print document Start Previous page
 48 of 115 
Next page End  

    Как-то раз я поселился в Мюррене, летнем курорте в Швейцарских Альпах. Я жил в отеле,
принадлежавшем одной лондонской компании, и эта компания обычно присылала каждую
неделю двух лекторов для выступлений перед гостями. Сначала приехала известная
английская писательница. Она говорила на тему "Будущее романа". Она призналась, что не
сама выбрала эту тему, и получилось, что она говорила вещи, не интересовавшие ее
настолько, чтобы стоило высказываться. Она наскоро набросала какие-то отрывочные
заметки и стояла перед слушателями, не проявляя к ним никакого интереса, глядя то поверх
их голов, то в свои записи, то на пол. Она бросала свои слова как бы в безвоздушное
пространство монотонным голосом, с отсутствующим видом.
    Выступать так - значит вообще не выступать. Это разговор с самим собой. И никакого
контакта со слушателями. А для хорошего выступления самое главное - именно ощущение
контакта с аудиторией. Слушатели должны чувствовать, что некое послание идет
непосредственно из головы и сердца оратора к их сознанию и к их сердцам. Та речь, которую
я только что описал, могла быть с тем же успехом произнесена в песчаной безводной
пустыне Гоби. И действительно, она звучала так, как будто была произнесена в подобном
месте, а не перед группой живых людей.
    Подача материала является одновременно очень простым и очень сложным процессом.
Этот процесс очень часто не правильно понимают и не правильно осуществляют.
Секрет хорошего выступления
    О том, каким должно быть выступление, написано очень много вздора и пустой болтовни.
Его оплели всякого рода правилами и ритуалами и придали ему нечто таинственное.
Старомодная "элоквенция" (красноречие), этот кошмар, поношение божеского и
человеческого, часто придавала ему нелепый вид. Деловые люди, отправляясь в библиотеку
или книжный магазин, находят там книги об "ораторском искусстве", которые оказываются
совершенно бесполезными. Несмотря на прогресс, достигнутый в других отношениях,
некоторых школьников до сих пор заставляют декламировать высокопарные речи Вебстера и
Ингерсолла - нечто столь же устарелое и далекое от духа нашего времени, как шляпки миссис
Вебстер, если бы они вдруг воскресли и появились в них.
    Со времен Гражданской войны в США возникла совершенно новая школа публичных
выступлений. В соответствии с духом времени, речь стала простой и ясной, как телеграмма.
Современная аудитория не будет терпеть словесных фейерверков, бывших когда-то в моде.
    Современная аудитория - будь то пятнадцать человек на деловом совещании или тысяча
человек под тентом - хочет, чтобы оратор говорил так же просто, как и в личной беседе, и
вообще в той манере, как будто он беседует с одним человеком.
    В такой же манере, но не с такой же силой, иначе его просто не расслышат. Чтобы казаться
естественным, он должен, выступая перед сорока слушателями, затрачивать гораздо больше
энергии, чем говоря с одним человеком. Точно так же, как статуя, находящаяся на крыше
здания, должна быть огромных размеров, чтобы наблюдатель, находящийся на земле,
воспринимал ее как фигуру обычной величины.
    Когда Марк Твен закончил свою лекцию на одном руднике в Неваде, к нему подошел
старый старатель и спросил:
    "Это у вас естественная манера говорить?"
    Именно это нужно аудитории: "естественная манера говорить", немного аффектированная.
    Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда точно так же, как если
бы вы говорили с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда - не что иное, как сумма Джонов
Генри Смитов. Разве те же приемы, которые уместны при разговоре с этими мужчинами и
женщинами, не пригодны при разговоре с ними как с коллективом?
Hosted by uCoz