Navigation bar
  Print document Start Previous page
 295 of 326 
Next page End  

его стадии связаны со смещением эрогенных зон — тех частей тела, стимуляция которых вызывает
удовольствие.
-
I стадия — оральная (до 1 года). Эрогенная зона — слизистая рта и губ. Удовольствие от еды,
сосание пальца приводит к удовлетворению «Оно». При ограничениях развивается «Я». Могут
формироваться ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.
- II стадия — анальная (1—3 года). Эрогенная зона — слизистая кишечника. Ребенок приучается к
опрятности, учится соблюдать нормы общества. Формируется «Сверх-Я» — совесть, внутренняя
цензура. Развиваются аккуратность, накопительство, пунктуальность, скрытность, агрессивность.
- III стадия — фаллическая (3—5 лет). Пассивная сексуальная стадия, когда сексуальность
направляется не только на себя, но и на близких взрослых: у мальчиков развивается привязанность к
матери (эдипов комплекс), у девочек — к отцу (комплекс Электры), преодоление которых ведет к
интенсивному формированию «Сверх-Я». Зарождаются самонаблюдение, благоразумие.
- IV стадия — латентная (5—12 лет). Детские сексуальные переживания вытесняются интересом
к школе, общению с друзьями.
- V стадия — генитальная (12—18 лет). Биологическое «Оно» усиливает активность. Подростки
борются с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
В процессе роста и развития в условиях постоянно меняющихся социальной среды и
деятельности происходит качественное преобразование личности.
Преобразование личности перерастает социальную ситуацию и ведет к ее взрыву-кризису.
Кризисы — переломные моменты, точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от
другого.
Отечественный психолог Л. С. Выготский выделял возрастную периодизацию:
-
кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года;
-
раннее детство (1—5 лет) — кризис 3 лет;
-
дошкольный возраст (3—7 лет) — кризис 7 лет;
-
школьный возраст (8—13 лет) — кризис 13 лет;
-
пубертатный возраст (14—17 лет) — кризис 17 лет.
Кризисы длятся при благоприятном стечении обстоятельств сравнительно недолго (несколько
месяцев) и представляют стадии, в ходе которых происходят значительные сдвиги в развитии и резко
меняются психологические черты ребенка.
Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным
образом жизни — ребенок отдален от матери физически, но связан с ней физиологически, находится в
состоянии негармоничности, у новорожденных отсутствуют поведение, ориентировка.
Кризис первого года. К году ребенок становится независимым от матери, разрушается ситуация
«Мы», постепенно наступает психологическое отделение от матери.
Кризис 3 лет. У ребенка интенсивно развиваются психологические функции, появляются зачатки
самосознания: по пересмотру системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» (по Д. Б.
Эльконину).
Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
«Я сам» — центральное новообразование этого возрастного периода.
Кризис 7 лет. Потери непосредственности, манерничание (ребенок что-то из себя строит, душа
закрыта), появление симптома «горькой конфеты» (ребенок не показывает, что ему плохо). Дошкольник
замыкается, становится неуправляемым, возникает внутренняя жизнь. Это период рождения
социального «Я» (по Божовичу Л. И.).
Игра вытесняется на второй план другой деятельностью — учебой в школе, но формальный
переход к учению запаздывает, что вызывает эмоционально-личностный дискомфорт, негативное
поведение. В этом возрасте нередко развитие явления школьной дезадаптации — образование
неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений школьной дисциплины
или поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций повышенного уровня
тревожности, искажений в личностном развитии — кризис препубертатного возраста (периода).
Пубертатный период характеризуется интенсивным физическим и половым развитием. На
первый план в этом периоде выступают общение и отрицание взрослых.
Hosted by uCoz