Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
13
твердил данную концепцию, то программу необходимо писать заново, а со-
ответственно проводить новое исследование.
Точно так же мы поступаем и в повседневной жизни. Это единствен-
ный принцип решения всех наших жизненно важных и не очень важных
проблем. Так, если я хочу купить галстук, то я, прежде чем идти в магазин,
вырабатываю концептуальное представление, какой галстук мне необходим.
Без этого ни о какой покупке не может быть и речи. Вспомните, как вы му-
чаетесь при покупке подарка кому-либо. Это происходит потому, что у вас
нет концепции, что же необходимо вашему дорогому человеку, чтобы он был
доволен. И вы начинаете советоваться с кем угодно и с кем попало, от дру-
зей до продавщицы, только для того, чтобы выработать эту концепцию. В
конце концов покупаете подарок, правда не всегда удачно. Также нередко
бывает и в социологических исследованиях.
Процесс перевода программного вопроса в анкетный, о чем пишет Э.
Ноэль в известной работе, это есть по существу разработка общей концепции
программного вопроса, которая осуществляется посредством ряда частных
концепций, принимающих форму конкретного вопроса. Но этот процесс
имеет ряд особенностей нередко принципиального характера. Без определе-
ния механизма концептуального определения социологического исследова-
ния оказывается довольно сложным написать программу исследования.
Многие попытки написания программы исследования оказываются неудач-
ными потому, что социолог недостаточно четко знает и плохо представляет
какие этапы и направления работы необходимо осуществить, чтобы про-
грамма имела действенный, рабочий характер.
Давайте попытаемся определить некоторые моменты процедуры раз-
работки программы социологического исследования.
После того как мы определили программный вопрос, заключающий в
себе противоречие между нашими старыми концептуальными представле-
ниями и актуальной, постоянно меняющейся объективной реальностью, мы
должны определить цель нашего исследования. Ответ на вопрос "Почему...",
"Как..." и пр. может быть весьма различным, цель исследования определяет
аспект, в котором будет рассматриваться программный вопрос. Более того,
полный исчерпывающий ответ может находиться в различных областях со-
циальной действительности, что предполагает и различные цели исследова-
ния. Так, например, мы сформулировали программный вопрос: "Является ли
причиной миграции сельских тружеников в город снижение уровня жизни
части населения?" Целью данного исследования будет проверка концепции.
Но в равной степени в качестве цели исследования может выступать и лю-
бая другая причина миграции.
Сформулировать цель и задачи исследования означает понять, что мы
хотим получить в конечном итоге. Но понять значит уже ответить на про-
граммный вопрос, получить некоторое гипотетическое знание. Однако воз-
никает логическое противоречие: для того чтобы ответить на программный
вопрос необходимо иметь четко определенную цель исследования, но опре-
деление цели уже есть постановка программного вопроса.
Hosted by uCoz