Navigation bar
  Print document Start Previous page
 158 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
158
хватает или человек не знает, чем заняться. Что бы Вы смогли сказать о себе: ощу-
щаете ли Вы в повседневной жизнедеятельности нехватку времени на виды деятель-
ности, осуществляемые после работы, или, наоборот, у Вас бывает время, которое Вы
не знаете, чем занять? 
Как видим, перед респондентом уже с первого вопроса ставится зада-
ча проанализировать весь свой бюджет времени (правда, неясно, какой пе-
риод имеется в виду - сутки, неделя, месяц, год) и ответить, как он его ис-
пользует. Данный вопрос требует и большой памяти, и умения анализиро-
вать, синтезировать и т.д., кроме того он длинен, многословен, сложен для
понимания и ответа.
Целесообразно (хотя некоторые авторы придерживаются и в теории,
и на практике противоположной точки зрения) начинать анкету с так назы-
ваемой паспортички, т.е. с определения личностных данных респондента:
пола, возраста, образования, профессии и пр., если это, конечно, не требует-
ся специальными задачами исследования. Мы считаем это нецелесообраз-
ным, поскольку вызывает некоторую настороженность, может быть и не
полностью осознаваемую, но нередко оказывающую отрицательное влияние
на чистоту ответов. Ведь и в обычной беседе с мало знакомым человеком
разговор не начинается с выяснения паспортных данных: это не принято,
считается не корректным.
Мы уже говорили о характере контактных вопросов и правилах их по-
строения, поэтому здесь только напомним, что они совершенно незаменимы
в структуре анкеты и, являясь вспомогательными, тем не менее играют суще-
ственную роль в получении достоверной информации и активизации рабо-
ты респондентов. Как правило, таких вопросов немного - два-три. Их ис-
пользуют как вступление в разговор: легкие, интересные, может быть, заду-
шевные, главное - не навязчивые, но по смыслу легко переходящие к основ-
ным вопросам.
Первая часть анкеты, или вступление, содержит еще одну немаловаж-
ную часть, а именно вопросы, которые вводят в основную тематику иссле-
дования.
Дело в том, что в инструкции к анкете исследователь обязательно
раскрывает основные задачи и цели исследования в самом общем виде. От-
вечая на вопросы, респондент должен знать, какие задачи он помогает ре-
шать, работая с анкетой. Социолог, естественно, не имеет права его обманы-
вать, даже неосознанно вводить его в заблуждение. Поэтому если в инструк-
ции сказано, что исследование касается проблем семьи и брака, а первые во-
просы направлены на получение информации о космических открытиях или
спортивной жизни (хотя программой исследования они и могут быть связа-
ны), то респондент в лучшем случае подумает, что мы ошиблись в определе-
нии темы, если не посчитает, что его водят за нос.
Поэтому после контактных вопросов во вступительной части анкеты
следует дать несколько несложных и личностно нейтральных вопросов,
близких к основной теме исследования. Так, если в инструкции социолог
заявил, что будет изучать проблемы семьи и брака, то первые страницы ан-
кеты должны быть посвящены этой теме. Если исследование направлено на
Hosted by uCoz