Navigation bar
  Print document Start Previous page
 162 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
162
удовлетворенности социально-бытовым обслуживанием и т.д., хотя в соот-
ветствии с программой исследования они могут быть не связанными между
собой.
Использование приема разделения анкеты на тематические разделы
требует от социолога умения правильно строить каждый блок в отдельности.
Принцип построения отдельных блоков тот же, что и анкеты, т.е. здесь тоже
следует начинать с легких вопросов и заканчивать сложными. Например,
при построении блока вопросов по профессиональной ориентации студен-
тов сначала задавался вопрос о том, сколько раз студент поступал в свой ин-
ститут, несложный вопрос, который не требует большой памяти и аналити-
ческих способностей. Затем ставился вопрос более сложный, требующий от
респондента умения оценить свое состояние, а именно об уровне удовлетво-
ренности выбранной специальностью. После этого следовал вопрос повы-
шенной сложности, чем респондент руководствовался при выборе данного
института и данной специальности. Заканчивался раздел довольно сложным
вопросом о мотивационном поведении "Что имело для Вас решающее зна-
чение и в какой степени при решении получить высшее образование?" с на-
бором альтернатив, выясняющих степень и направленность профессиональ-
ной и социальной ориентации при выборе института и специальности. Бло-
ки вопросов должны содержать не более трех-пяти вопросов, т.е. быть не
очень большими.
Разделение анкеты на специально выделенные тематические разделы
значительно облегчает восприятие анкеты и работу с ней. Однако надо пом-
нить, что такое тематическое разделение может оказать и плохую услугу, о
чем уже упоминалось, так как вопросы одной темы могут оказать взаимо-
влияние или же вопросы одного блока могут оказать влияние на вопросы
(вернее, на ответы респондентов) другого блока, если они тематически близ-
ки и расположены на поле анкеты близко друг от друга. Поэтому при форми-
ровании разделов анкеты вопросы необходимо подбирать так, чтобы они не
оказывали влияния друг на друга.
Членение анкеты на блоки повышает психологическое восприятие, в
частности, снимает монотонность от большого набора вопросов, особенно
однотипных. Каждый, даже искусственно созданный тематический раздел
стимулирует внимание, особенно если он начинается с интересного вопро-
са. Кстати, это довольно распространенный прием в художественной и пуб-
лицистической литературе -писать короткими главками, начиная каждую из
них с описания увлекательных событий, в отличие от научной литературы,
основным достоинством которой всегда считалось писать длинно, скучно,
большими разделами и непонятно.
Разделение анкеты на блоки вопросов имеет еще одно преимущество.
На стыках тематических разделов можно вставлять различные вспомога-
тельные вопросы, предложения, вводные фразы, т.е. элементы вспомога-
тельного технического аппарата. Они стимулируют активность респонден-
тов, помогают управлять их вниманием, регулировать степень заинтересо-
ванности. Кроме того, они дают возможность опрашиваемым немного от-
дохнуть от трудных вопросов, содержат необходимую информацию о даль-
Hosted by uCoz