Navigation bar
  Print document Start Previous page
 178 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
178
Снятие конвенциальных норм является очень важным моментом в
разработке анкеты и формулировании вопросов, но, к сожалению, оно редко
используется в социологической практике. Чаще всего (намного чаще, чем
мы предполагаем) из-за престижных соображений респонденты отвечают не
так, как думают, или поступают на самом деле. Поэтому, учитывая суждения
людей, необходимо тщательно готовить формулировку каждого вопроса, где
есть опасность такого влияния, и по возможности снимать его.
Фрагмент анкеты:
"Иногда случается так, что работа выполнена не качественно, допускает брак в
работе. Этому бывают разные причины: не подготовлен фронт работы, задержки с до-
кументацией, поломка машин и механизмов и пр. И часто это зависит не от самого
рабочего, а от ряда объективных причин.
СКАЖИТЕ, А У ВАС БЫВАЕТ БРАК В РАБОТЕ?"
Отвечая на вопрос, допускает ли он брак в работе, респондент может
при ответе слегка покривить душой из-за боязни, что его могут посчитать
нерадивым, неквалифицированным работником, обвинить в нежелании и
неумении трудиться. Вводная фраза, которая говорит о том, что существуют
объективные причины некачественной работы, независящие от конкретного
работника, снимает опасения на этот счет, и мы получаем большую вероят-
ность добиться искреннего ответа.
Вводные предложения применяются и для усиления внимания, помо-
гают вспомнить "давно прошедшие минуты и пролетевшие года", способст-
вуют работе воображения.
"Представьте себе, что у Вас появилась машина времени, которая лег-
ко может перенести Вас в прошлое. Какое историческое лицо Вы хотели бы
увидеть и поговорить с ним?"
Эти предложения играют большую роль в повышении заинтересо-
ванности респондента, его уверенности. В интервью для укрепления уве-
ренности респондента в своих силах, заинтересованности, понимания необ-
ходимости и важности его работы используются высказывания интервьюера
типа: "Это очень интересно", "Да, да, Вы правы" или "Вы очень хорошо ска-
зали, что...", "Вы отлично себе представляете..." и т.д. Чаще всего этого быва-
ет достаточно, чтобы респондент не сомневался в том, что его ответы нуж-
ны и интересны исследователю.
В заочной беседе, в анкете применяются свои приемы. Обычно для
этого в анкету включаются вводные предложения типа: "Как Вы себе пре-
красно представляете..." или "Вы наверняка хорошо помните", или "А сейчас
нам было бы важно узнать..." и т.д. Этими и другими фразами мы как бы ук-
репляем уверенность респондента в том, что он все хорошо помнить, четко
себе представляет, и что нам интересно его мнение и важны его ответы.
Сохранение внимания опрашиваемых всегда необходимо. Во-первых,
респондент к середине анкеты начинает уставать, у него притупляется вни-
мание, снижается желание работать над анкетой, отвечать на вопросы. Во-
вторых, бывают моменты, особенно в заочной беседе, когда респондент на-
чинает сомневаться в правильности своих ответов и их нужности. Такое со-
стояние возникает, когда человек делает какую-нибудь новую работу и ему
не с кем посоветоваться. Даже покупая галстук или костюм, мы стараемся
Hosted by uCoz