Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
41
вать (с родственниками, с друзьями, один и т.д.), третий вариант ответов
предполагает выяснить вид путешествия (по туристической путевке, само-
стоятельно, в группе и т.д.). В одной из анкет на этот вопрос респондент пе-
речеркнул предлагаемые варианты ответа и дописал на полях свой ответ:
"Как я предпочитаю путешествовать?" - "Молча". Это тоже возможный вари-
ант ответа в контексте рассуждений. Для того, чтобы респондент понял, в
каком аспекте интересует социолога содержание вопроса, необходимо четко
сформулировать всю необходимую серию возможных ответов.
Закрытие вопроса, т.е. определение набора альтернатив, оказывается
довольно сложной процедурой,  несмотря на кажущуюся ее легкость.
Во-первых, никогда нельзя достаточно твердо сказать без предвари-
тельного методического и содержательного анализа изучаемого явления,
сколько должно быть закрытий и какие альтернативы должны включать во-
просы. Мы не всегда можем сказать, насколько предлагаемый исследовате-
лем набор подсказок отражает реальное содержание вопроса с учетом реше-
ний какой-либо исследовательской или практической задачи. Без тщатель-
ной предварительной экспериментальной и методической работы здесь не
обойтись. Однако в практической подготовке социологических исследова-
ний, как правило, при выборе альтернатив опираются на интуицию, социо-
логический опыт или просто здравый смысл, что, конечно, не всегда доста-
точно для подлинно научного подхода к решению исследовательской задачи.
Во-вторых, немалую сложность имеет значимость альтернатив, опре-
деляемая выбором респондентом той или иной альтернативы. Например,
чтобы выяснить основные мотивы вступления в брак, социолог, исходя из
предварительно собранной информации, предлагает свой набор мотивов,
или альтернатив закрытого вопроса. Респондент должен указать наиболее
существенный. Путем подсчета голосов респондентов определяется значи-
мость того или иного мотива из предлагаемого набора. Но совсем не обяза-
тельно, что мотив, который набрал наибольшее количество голосов, в дейст-
вительности является значимым в структуре мотивов вступления в брак. Он
оказался значимым среди предлагаемого набора мотивов образования семьи.
Нельзя требовать от социолога, чтобы он в первом же исследовании
так сформулировал вопросы и выбрал такие альтернативы, что результаты
исследования полностью отражали бы объективную ситуацию и показали
бы истинное содержание явления. Это сложный и длительный процесс, ко-
торый требует в иных случаях не одного вопроса и не одного исследования.
К тому же и содержательное значение того или иного явления не изначально
ему присуще, а существует только в относительной форме. В зависимости от
системы факторов и явлений может меняться и содержательное значение
изучаемого явления. Например, значимость того или иного мотива вступле-
ния в брак или выбора спутника жизни существует не сама по себе как абсо-
лютная величина, а как относительная, которая зависит от целой системы
взаимоотношений и взаимосвязей.
Так, стабильность семьи и удовлетворенность браком зависят не толь-
ко от личностных характеристик и социального окружения супругов, но и от
Hosted by uCoz