Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
65
центное распределение ответов респондентов, т.е. две последние альтерна-
тивы получат больше голосов. В зависимости от объема понятий меняется и
их количественное выражение. 
Несколько подробнее необходимо остановиться на вопросах с пересе-
кающимися объемами альтернатив.
Фрагмент анкеты:
"СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. ЧТО ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ
ВАЖНЫМ В ЖИЗНИ? "
Патриотизм............................................……..….(  ) 
Гражданский долг..................................…………(  )
Национальная идентификация...............………....(  )
Что еще, напишите__________________________
Понятно, что объемы указанных понятийных образований пересека-
ются, их трудно разъединить и наполнить специфическим содержанием. Бо-
лее того, понятие "патриотизм" выступает как более общее, включающее в
себя часть других понятий. Данный набор альтернатив ставит респондента в
затруднительное положение. В его понимании патриотизм, гражданский
долг является столь же важными, как и национальная идентификация. Эти
понятия настолько равнопорядковы, что выбрать среди них ведущее оказы-
вается практически невозможным. Поэтому при суммировании ответов рес-
пондентов получается практически равное распределение по всем альтерна-
тивам. Разница в ответах по альтернативам может иметь случайный харак-
тер, а при большом их наборе вступает в силу фактор расположения альтер-
натив: первые альтернативы получают больше всего голосов. В результате
исследователь не получает из ответов респондентов данных о приоритете
того или иного нравственного мотива (если в этом заключалась его задача).
Вот еще пример с пересечением объемов понятий альтернатив.
Вопрос: "Ваш возраст?"
До 20
лет
20-24 
лет
24-28
лет
28-35
лет
35-40
лет
40-45
лет
45-
55
лет
55-60
лет
Свыше
60 лет
01
02
03
04
05
06
07
08
09
 
И здесь респондент поставлен в трудное положение. Если ему, на-
пример, ровно 24 года, то к какой графе он должен себя отнести: 20-24 или
24-28 лет? А если ему 28 лет? Решение зависит от личной заинтересованно-
сти респондента в оценке своего возраста. Если респонденту захочется быть
немного моложе, то он отнесет себя к меньшей возрастной группе, а если
постарше (это бывает реже), то к следующей группе. Наверное поэтому в ис-
следованиях, где вопрос построен с пересекающимися объемами понятий,
женщины всегда оказываются несколько моложе, чем мужчины.
Логическое деление является довольно трудным, поскольку требуется
определение общего признака, по которому происходит деление понятий.
Существуют вопросы, где такое деление не сложно, например возраст, стаж
Hosted by uCoz