Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
80
дельным предметам и пр. Но ясно, что в данных вопросах речь идет о вре-
мени обучения в школе.
Прошлое время. Указание на прошлое время так же имеет свои осо-
бенности. "Бывали у Вас случаи невыполнения заданий в течение года?". Ес-
ли опрос выполнялся в середине года, то о каком годе идет речь: календар-
ном или на момент опроса? "Какова была Ваша успеваемость в институте?".
Здесь может быть три времени года: успеваемость за каждый год учебы, ус-
певаемость средняя в течение всех пяти лет учебы и успеваемость за какой-
то учебный год. Если не указать, какая успеваемость имеется в виду, то мож-
но получить довольно различные количественные распределения. Показате-
ли успеваемости студентов по годам обучения являются различными. На по-
следнем курсе, как правило, лучше, чем на первом и в среднем за пять лет, и
какую среднюю успеваемость ему выгодно, такую он и покажет, в то время
как исследователь имел в виду, например, среднюю успеваемость по всем
годам.
Так же, как имеется настоящее протяженное, есть и протяженное
прошлое время. "Занимались ли Вы спортом за время учебы в ВУЗе?". В
принципе так вопрос можно поставить. Если он в течение пяти лет хотя бы 
раз пробежал трусцой по стадиону, то может ответить утвердительно и в
итоге получить 100% охвата студентов спортом.
Конечно, можно давать предельно широкое время, и для решения от-
дельных специальных задач оно вполне приемлемо. Например: "Оказывали
ли Вы когда-нибудь в своей жизни противодействие хулиганским поступ-
кам?" Время здесь предельно широкое, но это может иметь смысл, если мы
задались целью выделить группу респондентов, которые никогда не оказы-
вали противодействия хулиганским поступкам, чтобы их специально изу-
чить. Поэтому не случайно здесь поставлен такой временной указатель "ко-
гда-нибудь в свой жизни".
В социологических анкетах обычно используется прошлое протяжен-
ное время. Конкретное прошедшее, например, "Смотрели ли Вы вчера теле-
передачу "Здоровье"?" не может быть использовано в силу особенностей ан-
кетного опроса, за исключением специальных случаев. Но тем не менее лю-
бое протяженное прошедшее время имеет свои границы, которые всегда не-
обходимо указывать.
Будущее время. В принципе, все особенности, которые были указаны
ранее относительно настоящего и прошлого времени, в равной степени от-
носятся и к будущим действиям. "Как Вы планируете провести отпуск в сле-
дующем году?" указание времени является обязательным моментом и в этих
вопросах.  Но в вопросах о будущих событиях или поступках есть и своя спе-
цифика. Прежде всего она заключается в том, что эти действия всегда про-
жективные, т.е. предполагают, а точнее - выражают мнение респондентов о
вероятном их поведении в будущем.
Особенность будущего времени заключается в том, что если в вопро-
сах о прошлом протяженное время ограничено, в частности, памятью рес-
пондента, то вопрос о будущем ограничен возможностью прогнозировать
свои действия. Так, бесполезно спрашивать, как Вы будете проводить свой
Hosted by uCoz