Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
87
того, выбрали респонденты предложенную альтернативу или нет, она оста-
ется истинной, т.е. несет в себе содержательный ответ на поставленный во-
прос. В самом деле, в вопросе "Где Вы познакомились со своей женой?" все
предложенные альтернативы (вместе работали, на курорте, встретились слу-
чайно на улице, в метро, познакомили родственники, друзья и т.д.) являются
истинными, поскольку каждая из них может быть ответом на поставленный
вопрос. Даже  такое самое невероятное место знакомства, как космический
корабль (познакомились во время полета на космическом корабле), может
быть истинным если не сегодня, то в ближайшем будущем, во всяком случае
полностью не исключено. Данная альтернатива истинна потому, что несет в
себе какую-то часть информации, заложенной в вопросе, независимо от то-
го, будет ли она востребована или нет.
Но есть альтернативы, которые ни при каких условиях не могут быть
истинными, т.е. не могут быть ответом на поставленный вопрос. Так, все
ответы на вопрос "При какой температуре закипает вода?" являются ложны-
ми кроме одного - при 100
0
. Или вопрос "Куда впадает Волга?". Варианты
ответа: в Черное море, в Азовское море, в Тихий океан являются ложными,
т.е. ни один из них не может быть ответом на поставленный вопрос ни при
каких условиях.
Но это ложные альтернативы в явной форме. Однако существуют
ложные альтернативы в неявной форме, которые с первого взгляда трудно
отличить от истинных. Они могут образоваться в результате или незнания
социологом области действия данного вопроса, или неумения составить во-
прос, или же по каким-либо другим причинам.
Естественно, что вопрос с ложными альтернативами не имеет смыс-
ла. Какую бы альтернативу не выбрал респондент, она не будет ответом на
поставленный вопрос. Вопрос имеет смысл только в том случае, если хотя
бы одна альтернатива из предложенного ряда является истинной. т.е. отве-
том на поставленный вопрос. Примером может служить сдача экзаменов на
водительские права, где экзаменуемому предлагают вопрос с набором отве-
тов, в котором только один верный. Выбранный ответ говорит о знании или
незнании правил дорожного движения. Если все предложенные варианты
ответа будут ложными, то вопрос по правилам дорожного движения теряет
смысл.
Но было бы неправильно говорить, что задавать ложные альтернати-
вы не имеет смысла. В некоторых случаях ложные альтернативы необходи-
мы, поскольку они позволяют решить определенные специфические задачи
исследования. Так, в примере с вопросами по дорожному движению форму-
лирование только истинных альтернатив приводит к тому, что вопрос так же
теряет смысл, и только включение ложных альтернатив восстанавливает его.
В социологических исследованиях может возникнуть задача проверки
знания респондента, его информированности, стремления приукрасить себя,
выявить его склонность к неискренности и пр. (обычно это бывают кон-
трольные вопросы). Тогда исследователь может построить вопрос с одной
истинной альтернативной или с двумя-тремя ложными. Те, кто выбрал ис-
тинную альтернативу, попадают в группу информированных, знающих и пр.,
Hosted by uCoz