Navigation bar
  Print document Start Previous page
 94 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
94
3. Образный эквивалент. Чаще картинки используются как образный
эквивалент понятия. Пожалуй, это самый трудный способ применения изо-
бразительных средств. 
В анкетах применяются различные понятия, и, как упоминалось, не
всегда их можно так описать, чтобы они были одинаково поняты и исследо-
вателем и респондентом. Например, понятие "темп работы". Каждый рес-
пондент понимает это по-своему, в зависимости от характера своей деятель-
ности. В таких случаях, как уже говорилось, можно использовать ситуатив-
ные вопросы, описывая на ряде конкретных ситуаций данное понятие. Но
можно представить понятие (в данном случае "темп работы") и в виде кар-
тинки. Образное представление облегчает однозначное понимание его и
респондентом, и исследователем.
Вероятно, для большинства понятий можно найти соответствующее
образное выражение. Но дело это трудное, требующее от социолога и от ху-
дожника таланта, воображения и изобретательности. Во всяком случае на
практике не всегда удается подобрать приемлемое образное изображение то-
го или иного понятия.
4. Для определения личностных характеристик. Картинки довольно
часто применяются для выявления свойств, черт характера, установок рес-
пондента и т.д. Чаще это делается в психологических тестах. Например, тест
на внимательность. Респонденту предлагаются две на первый взгляд одина-
ковые  картинки, однако имеющие ряд небольших различий в деталях (такие
картинки часто печатаются в детских журналах для развития наблюдатель-
ности и внимания детей), с просьбой в течение определенного времени,
скажем минуты, отыскать различия. Если респондент за контрольное время
уложился в норматив, то он внимательный человек. Отклонение в ту или
иную сторону говорит о большей или меньшей внимательности.
Психологические тесты, основанные на картинках, довольно разнооб-
разны, хорошо разработаны и имеют большой набор для определения раз-
личных характеристик человека. Исследуемому можно предложить закон-
чить рисунок (тест на фантазию), описать какую-либо абстрактную картину
или кляксу (тест на воображение) и т.д.
Применение картинок в анкете - выигрышный прием. Но это, конеч-
но, не значит, что необходимо переводить в картинки каждый вопрос анке-
ты. Большинство вопросов, как правило, не требует такого представления в
силу однозначности их понимания. Излишнее использование рисунков мо-
жет затруднить чтение анкеты.
Использование вопросов-суждений. При изучении особенностей пра-
восознания различных социальных групп А. Гречин (ИСИ АН СССР, 1975
г.) использовал метод тестирования, который основывается на широком
применении суждений¹. В ходе анкетного опроса респонденту предлагали
различные ситуации, по которым он должен вынести решение, по форме за-
кончив предложение. Например: "Если бы я узнал, что в промышленные от-
ходы списывают пригодные для использования в производстве материалы
(оборудование), то я бы...". Или: "Если бы я заметил, что продавец магазина
                                                                
1
См.: Социологические исследования. 1983. ¹ 2. - С. 121.
Hosted by uCoz