Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 126 
Next page End  

художников, в изображениях ириса очень мало разнообразия: вы всегда найдете линии и оттенки,
характерные для этого цветка и позволяющие его опознать. Теперь проанализируйте какое-нибудь
художественное изображение ириса, постепенно переходя от эмоционального восприятия к
интеллектуальному — от непосредственного впечатления к рассуждениям. Последовательно
задавайте себе вопросы («Нравится мне это или нет? Что именно нравится, что не нравится?») и
отвечайте на них. Затем перейдите к какому-нибудь другому изображению ириса. Сравните его с
первым, отмечая сходства и различия. Особенно присматривайтесь к различиям. Проделайте то же
самое с другими картинами или рисунками, где представлен тот же цветок. Под конец попробуйте
вспомнить все эти разные манеры изображения ириса в наибольших подробностях. Охарактеризуйте
каждую из них письменно. Вы и сами удивитесь, как много можно самостоятельно узнать об
искусстве и природе, развивая свою наблюдательность.
СРАВНЕНИЕ: АНАЛИЗ ЧЕРТ СХОДСТВА
Идеальным материалом для развития наблюдательности могут служить путеводители по музеям и
каталоги по искусству. Такие каталоги вы найдете, например, на больших аукционах или на
тематических художественных выставках. (Вы можете также сравнивать одежду, мебель, фильмы
одного и того же жанра — детективы, вестерны и т.п.)
V. ВЫБОР СРЕДИ ХУДОЖНИКОВ И ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
ОПРЕДЕЛИТЕ СВОИ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Отдельные художники. Посетите выставку или возьмите книгу об известном художнике и
внимательно рассмотрите полотна, принадлежащие одному и тому же автору. Скрупулезно их
анализируйте, отыскивая черты сходства. Идет ли речь о какой-то одной тематике, близкой этому
мастеру? Как можете вы охарактеризовать его творчество? Прокомментируйте сюжеты
представленных картин, их выразительность, настроение, которыми они проникнуты, краски,
композицию.
Художественные школы. Выберите мастеров одной и той же школы или представляющих одно и
то же художественное течение. Ищите в их творчестве как сходства, так и различия. Таким образом
вы можете изучать, например, импрессионистов, фламандских примитивистов, итальянских
мастеров, сюрреалистов, кубистов и т.д.; выбор здесь бесконечен.
VI. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ
Проанализируйте картины из одной и той же серии (например, из серии «Дама с единорогом»),
ища вначале их общие черты; придерживайтесь при этом систематического подхода, начиная с
оценки картины в целом и кончая разбором деталей. Затем проделайте то же самое, но на сей раз
отыскивая различия. Прокомментируйте оба ряда сравнений и сделайте собственные выводы.
VII. НАБЛЮДЕНИЕ И ВОВЛЕЧЕНИЕ ЧУВСТВ
Попробуйте привлечь чувственное восприятие при анализе различных предметов, перечисленных
ниже.
1. Фрукты. Выберите какой-нибудь род фруктов и рассмотрите его по схеме, предложенной в
этой главе (от эмоций к логике). Проделайте то же самое с другими фруктами того же семейства и
выясните, чтб в них есть общего и в чем состоят различия. В частности, вы можете сравнивать разные
сорта яблок, груш или цитрусовых.
2.
Цветы и растения. Проделайте то же самое с цветами или вообще растениями по своему
выбору. Для этого особенно пригодны такие многообразные группы растений, как розы, георгины,
кактусы, тюльпаны.
3. Деревья. Изучите:
Hosted by uCoz