Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 78 
Next page End  

слишком сложны, чтобы усложнять их сверх необходимости. Это одно из самых важных
соображений, играющих роль при принятии новых теорий в современной науке.
Р а с с е л : Меня всегда очаровывали аспекты простоты и инвариантности устройства вселенной.
Я начинал свою научную деятельность математиком. К этой дисциплине меня привлекла ее
простота и красота. Для меня явилось настоящим откровением то, что существует одно-
единственное базовое уравнение, лежащее в основе механики всего физического мира. Все
сводится к той или иной форме эйлеровского уравнения, или к тому, что на более доступном
языке называется волновым уравнением. Это очень простая, но чрезвычайно мощная формула.
Она применима и к колебанию маятника, и к динамике внутриатомных процессов, и к распростра-
нению света, и к движению планет. Она поразительно проста и поразительно красива. Если бы в
тот период меня спросили, есть ли бог, я бы ответил, что бог — в математике.
Но еще удивительнее тот факт, что математика, представляющая собой порождение человеческого
разума, имеет какую-то связь с физической реальностью.
Г р о ф : Эту способность математики моделировать явления в материальном мире можно было
использовать в качестве главного аргумента против картезианского раскола между res cogitans и
res extensa между разумом и материей. Как, при наличии такого раскола, система, являющаяся
продуктом психики, может точно и аккуратно предсказывать явления в совершенно иной сфере?
Л а с л о : Ученые склонны рассматривать единое множество явлений, пытаясь объяснять его с
помощью наиболее простого и красивого математического аппарата. Однако простота и красота
математики меняется по мере того, как меняется изучаемый диапазон явлений. Для
одновременного описания явлений и физического, и биологического мира будет использовано не
то же самое множество концепций, как в случае изучения только одного из этих миров. Если
добавить к этому еще и мир человеческой психики с учетом самых эзотерических сфер опыта —
таких, как, например, надличностные и околосмертные переживания, о которых мы говорили
ранее, то наша концептуальная система снова изменится, поскольку нам придется искать еще
более общее объяснение. Возможно, в ближайшем будущем появится красивая и точная базовая
математика, охватывающая более широкий пласт действительности — пласт, который включит,
наряду с миром живой природы и с физической вселенной, и человеческое сознание.
Р а с с е л : Да, я думаю, что именно в этом направлении мы и движемся — новая парадигма может
сложиться в самое ближайшее время. Для этого нужно лишь, чтобы кто-то собрал все части
мозаики каким-то совершенно новым образом и создал теоретическую модель, способную
принять во внимание как мир мысли, так и мир материи. Я нахожу эту тему чрезвычайно
захватывающей; именно она находится в фокусе моей работы в последние несколько лет. В
настоящее время сознание представляется нам чем-то, возникающим из пространства, времени и
материи, чем-то, являющимся результатом физической деятельности нервной системы. Но то, к
чему мы идем, буквально противоположно этому представлению. Я уверен, что рано или поздно
нам придется принять, что сознание абсолютно фундаментально для вселенной, что оно не
возникает из материи. В каком-то смысле такой подход отнюдь не нов. Ведь именно это
утверждают многие направления древней традиционной мудрости. К примеру, почти вся
индийская философия исходит из постулата, согласно которому сознание является чем-то
фундаментальным. Наука пока отмахивается от таких идей, но в конце концов ей придется
согласиться с тем, что такая возможность все-таки допустима.
Л а с л о ; Мы движемся к новой культуре, частями которой могут быть и наука, и древняя
мудрость, интегрировавшись в ней новым образом. А в идеале это будет не заново открытое
прошлое, а новый синтез.
Г р о ф : Да, то, к чему мы движемся, это не просто регрессия и возврат к старым идеям; это
движение вперед по спирали, когда старые элементы возникают вновь на более высоком уровне
как часть творческого синтеза древней мудрости и современной науки.
Р а с с е л : Мне импонирует эта идея спирали; она содержит в себе и идею возвращения туда, где
мы уже были, и в то же время предполагает добавление чего-то иного. Я не думаю, что мы станем
свидетелями простого возращения к древним традициям. Они соответствовали своим временам,
но мы живем в ином мире, в ином общественном климате и с иным пониманием космоса. Нам
сейчас необходима современная мудрость, соответствующая нашему времени. Суть та же самая —
то, что Олдос Хаксли назвал Вечной Философией, та же основополагающая мудрость, вновь и
вновь открываемая в разных культурах и разные времена. Однако ее конкретное выражение
значительно варьируется в зависимости от культуры. Нам нужна сегодня ее формулировка в со-
Hosted by uCoz