Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 78 
Next page End  

они соотнесенность между небесными рисунками и событиями их собственной жизни? Если да, то
вполне естественно, что они стали вычерчивать эти рисунки для того, чтобы предсказывать
будущие конфигурации и связи.
Г р о ф : Мне трудно поверить в то, что астрология на самом деле развивалась путем постепенного
накопления данных в результате индивидуальных астрономических наблюдений и попыток
соотнести их с историческими событиями и личными переживаниями. Мне это представляется
маловероятным. Подозреваю, что открытие пришло сразу, во всей своей тотальности, как про-
светляющее видение высшего порядка, связывающее движения планет с архетипами, а также
внешними и внутренними событиями. В истории творчества есть много примеров таких
откровений.Коль скоро мы уже говорим о небе и небесных телах — думали ли вы когда-нибудь о
поразительном сочетании размеров Солнца и Луны и их расстояний до Земли, благодаря которому
они кажутся нам примерно одинакового размера? Ведь именно это обстоятельство делает
возможным такое зрелищное и незабываемое событие, как полное солнечное затмение.
Доводилось ли вам это видеть? На мое шестидесятилетие Кристина подарила мне круиз на
Гавайские острова, даты которого были специально подобраны так, чтобы участники круиза
смогли наблюдать полное затмение. Это было потрясающе!
Прежде я уже не раз видел частичные солнечные затмения, смотрел на Солнце через пленку или
закопченную стеклянную пластинку и видел, что часть Солнца отсутствует, словно его откусили.
Признаться, это не производит особенного впечатления. Полное солнечное затмение отнюдь не
является еще одним шагом в том же континууме. Это совершенно отдельное, уникальное явление.
Даже когда затмение достигает восьмидесяти процентов, у вас еще нет никакого представления о
том, что вас ожидает. Но когда появляется так называемое “бриллиантовое кольцо” и затмение
становится полным, вас словно швыряет в совершенно иную реальность. Я оказался неспособен
отнестись к этому как к природному явлению, это была чистейшая магия. Было семь часов утра.
Мы находились на теплоходе вместе с несколькими сотнями людей. Многие в ожидании затмения
пили “кровавую Мэри” и проводили время на палубе в самых разных формах пустых развлечений.
Но когда началось затмение, все были захвачены этим явлением.
Мы часто слышим, что древние и примитивные культуры так чувствительно реагировали на
затмения
потому, что не знали природы происходящего. Но мы на этой палубе прекрасно понимали, что
именно происходит, как, когда и почему, профессиональный астроном прочитал нам лекцию,
тщательно подготовив нас к предстоящему событию. И тем не менее оно оказалось для нас
потрясающим и невероятным.
Л а с л о : Мне кажется поразительным, что обычно люди не способны откликаться на достаточно
часто происходящие природные явления. Например, на багровые закаты и потрясающий вид луны.
Это фантастически прекрасные явления, однако люди их не замечают. Только подумайте:
совершенно неожиданно наше Солнце словно проваливается за горизонт. Если смотреть на это
таким образом, а не думать о том, что это всего лишь солнце и оно делает одно и то же ежедневно,
нельзя не испытать изумления. Как могут люди так всецело быть поглощены своими делами,
когда природа являет им столь величественные виды! Разумеется, люди искусства замечают их, но
большинство людей — нет.
Г р о ф : В нашей психоделической работе мы часто наблюдали явление, которое мы называем
“послесвечением”. Мы встречаемся с ним и после мощных сессий холотропного дыхания. Оно
может длиться несколько часов, дней или даже недель. Все это время восприятие мира резко
изменено — обстановка кажется более живописной, цвета богаче и ярче, музыка звучит более
чарующе, и заниматься любовью приятнее, чем обычно. Прикосновения, запахи и вкусы — все
дарит массу живых ощущений, жизнь становится богатой иинтересной. Блейк и впоследствии
Олдос Хаксли говорили об этом явлении как об “очищении врат восприятия”.
О потенциале искусства и ответственности артистов
Л а с л о : Мы заговорили сейчас о способности, характерной для людей искусства и других
чувствительных и творческих людей. В этой связи возникает интригующий вопрос: может ли
артист — поэт, живописец или музыкант — внести вклад в раскрытие того вида сенситивности,
который так необходим сейчас для ускорения эволюции в сознании людей? Если это дей-
ствительно так, то отсюда, как мне кажется, следует, что создание произведения искусства
сопряжено с общественной и человеческой ответственностью. Разумеется, эта дилемма
обсуждается уже многие столетия. С одной стороны, есть принцип "l'art pour I'art" — искусство
Hosted by uCoz