Navigation bar
  Print document Start Previous page
 55 of 78 
Next page End  

человек способен извлекать пользу из эстетического видения, посредством которого люди
искусства воспринимают свое время.
Г р о ф : Внимательный взгляд на историю человечества в целом и особенно на самые
замечательные ееэпизоды убеждает в том, какую важную роль играют в ней визионерские
состояния. Это верно не только в области искусства и религии, но также и в таких “жестких”
науках, как химия, физика и даже математика. В своей замечательной книге “Высшее творчество”
Уиллис Харман приводит множество примеров, иллюстрирующих это утверждение. Подлинное
искусство не является продуктом человеческой деятельности в обычном смысле этого выражения,
оно происходит из более глубоких духовных источников.
Р а с с е л : Утверждаете ли вы, что искусство происходит из трансцендентального уровня
сознания?
Г р о ф : Да, по крайней мере лучшие его образцы. Именно поэтому артисты и способны создавать
своим искусством мост, с помощью которого другие люди могут достичь трансцендентальных
областей. Этот механизм напоминает тот, который используется в коанах дзена или в тибетских
мандалах. Для создания коана или мандалы учитель должен находиться в особом состоянии
сознания. А будучи созданными, они, в свою очередь, предоставляют доступ к этому состоянию и
другим.
Л а с л о : Мне кажется, артистам важно начать осознавать потенциал своего искусства.
Р а с с е л : Зачем? Разве без этого они займутся чем-то другим? Если артист выражает свою душу,
меняется ли что-то оттого, осознает он воздействие своей деятельности на других или нет? Он в
любом случае будет стремиться к самовыражению.
Л а с л о : Я имею в виду не совсем эту сторону вопроса. Если артисты начнут осознавать,
насколько в критической ситуации находятся они сами и их современники, и признавать
способность искусства ускорить столь необходимую в наши дни эволюцию сознания, то из их
гуманизма, чувства солидарности и ответственности вырастет новый вид искусства, более
сконцентрированный и ориентированный на направления, благотворные для индивидуального и
коллективного благополучия и развития.
Р а с с е л : Вот только будет ли это великое искусство?
Л а с л о : Это зависит от определения “великого”. Я не призываю к искусству, создаваемому по
команде “сверху”, вроде социалистического реализма или пропагандистских плакатов. Я
призываю к тому, чтобы сами артисты осознавали свою ответственность. Именно ее
демонстрировали такие великие художники, как Бальзак, Дюренматт, Ионеско, Пикассо и другие.
Многие артисты не идут дальше ответственности перед своим искусством, но сегодня этого мало.
Как мы только что сказали, искусство является элементом культуры, культура — элементом
человеческого сообщества, а человеческое сообщество нуждается в новом сознании. Таким обра-
зом, в том, что касается эволюции нынешнего сознания, общество нуждается в искусстве.
Р а с с е л : Это утверждение возвращает нас к одной из основных тем этого обсуждения.
Изменения происходят в результате личного переживания — будь то определенные неординарные
состояния сознания, лич-ный опыт или какие-либо другие факторы. Это верно для артиста в той
же мере, как и для любого другого человека. Артисты, как и все остальные, вовлечены во внут-
ренний процесс, ведущий к большей зрелости и мудрости. И по мере того, как они продвигаются
вперед в своем собственном внутреннем путешествии, они делят свой прогресс с другими. Я
думаю, мы должны положиться на них в том, что на своем пути они делают то, что кажется им
самым правильным. Нашей задачей является наша собственная внутренняя работа, которую мы
стараемся сделать наилучшим образом. Как я уже говорил, легко указывать другим на то, что им
следует делать лучше, чем они делают сейчас, но мы должны помнить, что в чужих глазах и мы
сами являемся “другими”.
Г р о ф : В этом отношении я хотел бы в качестве примера ситуаций, обеспечивающих
благоприятный контекст как для обмена информацией, так и для переживаний, сослаться на
семинары, которые проводит Международная Трансперсональная Ассоциация. Они регулярно
проводятся в разных частях света, сводя вместе представителей самых разнообразных дисциплин,
придерживающихся трансперсональной ориентации или по крайней мере питающих интерес к
трансперсональной области. Среди участников семинаров есть психиатры, психологи, ученые,
педагоги, священнослужители, духовные учителя, экономисты и даже политики. Пятидневная
программа семинара включает в себя лекции, дискуссии, ритуалы, эмпирические сессии, дансинг
и различные культурные мероприятия. В них принимают участие многие деятели искусств; кроме
того, что они получают доступ к широкому диапазону трансперсо-
Hosted by uCoz