Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 78 
Next page End  

воздействует на наше поведение. На переживаемом нами глобальном кризисе это может сказаться
самым значимым образом. Из представлений о том, что живем мы только один раз, следует, что
если мы способны избежать мирского правосудия и возмездия за свои прегрешения и ошибки, то
никакой иной ответственности за них мы брать на себя не должны.
Л а с л о : Люди борются за обладание всеми возможными привилегиями и удовольствиями в
своей, как им кажется, одной-единственной жизни. Как говорит популярная реклама: “Живешь
лишь раз”. Такая установка усиливает потребительское отношение и гедонизм. Вы хотите
получить лучшее, что только можно получить в этой жизни, поскольку это единственное, что она
может дать.
Г р о ф : Наши убеждения в отношении реинкарнации оказывают на нас серьезное воздействие в
нравственной сфере. Как сказал Платон: вера в то, что после смерти ничего нет, является “благом
для порочных”.
Р а с с е л : С другой стороны, общества, которые верят в ту или иную форму жизни после смерти,
могут использовать эту веру для контроля и манипуляций. Дескать, если вы не придерживаетесь в
своем нынешнем поведении нашего конкретного набора представлений о праведности, вы будете
наказаны в будущем.
Г р о ф : Но концепция кармы не предполагает возмездия или наказания. Это вселенский закон, со-
гласно которому наши действия автоматически влекут за собой последствия. Мы можем
познакомиться с ним,понять его и использовать это знание как ведущий принцип своего
поведения. Это похоже на наше знание о том, что если подойти к огню слишком близко, он
обожжет, ибо такова его природа, или что вещи падают, если не имеют опоры. Когда мы
действуем в неведении этого закона, относясь к другим так, как будто они в фундаментальном
смысле отличны от нас, мы вс¸ глубже погружаемся в мир материи, иллюзии и страдания. В чем
большей степени мы видим в них самих себя, тем дальше мы движемся к миру единства и духа.
Р а с с е л : Идея кармы в том виде, в каком она знакома нам сегодня, возможно, отличается от ее
первоначального смысла. По всей видимости, сама идея сначала возникла из какого-то очень
простого прозрения, как и многие другие духовные открытия, а затем модифицировалась и
приукрашивалась по мере того, как ее передавали из поколения в поколение. Слово карма на
санскрите буквально означает “действие”, и, скорее всего, оно означало простое, но имеющее
глубокий смысл, понимание того, что все мы обусловлены действием и его последствием. Мы
действуем не в пустом пространстве; наши поступки неизбежно порождают в нашей среде
волнение, которое воздействует затем и на нас самих, и на все остальное. В христианстве об этом
говорят: “что посеешь, то и пожнешь”. Для этого необязательно должна существовать некая
вселенская система подсчета наших действий и воздаяния за них. Скорее, это общий принцип,
действия которого мы не можем избежать.
Л а с л о : Первоначальное воззрение предусматривало и цикл перевоплощений. Что бы вы ни
делали в
этой жизни, она является лишь частью вашего существования, поскольку существование и было
до нее, и будет после нее.
Г р о ф : В своей работе с необычными состояниями сознания я часто наблюдал характерный
сдвиг в отношении людей нашей культуры к теме реинкарнации. Средний западный человек
приходит на наши семинары, разделяя веру в одну-единственную жизнь. Идею перевоплощения
он или она считает абсурдом. То, что продолжительность нашего существования ограничена
периодом от зачатия до биологической смерти, представляется слишком очевидным. Я и есть мое
тело, а сознание — продукт моего мозга. Гибель тела является абсолютным и бесспорным концом
того, кем я являюсь, включая и мое сознание.
Однако переживания, связанные с памятью о прошлых жизнях, носят столь убедительный и
всеохватный характер, что у людей обычно самым драматичным образом меняются убеждения.
Мы вспоминаем нечто, что происходило в другом веке, в другой стране, и переживается это как
бесспорно подлинное воспоминание {deja vue, deja vecu — прежде виденное, прежде пережитое).
В ходе этого процесса мы часто осозна¸м некоторые свои эмоциональные и психосоматические
проблемы как наследие прошлого опыта. Более того, когда ситуация, породившая проблему,
проживается полностью, мы можем даже освободиться от нее. Подобные переживания могут
обеспечить доступ к радикально новой информации об иных исторических периодах и
цивилизациях.
В свете всего этого становится ясно, что у человека с надличностным опытом имеются веские
основаниядля того, чтобы относиться к идее реинкарнации весьма серьезно и даже быть
Hosted by uCoz