Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 120 
Next page End  

отличающийся включением "целей и ценностей, признаваемых самим ребенком" (там
же, с.127). Иллюстрация: "Помни, ты же девочка!").
Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий
на пути к ней, несомненно, является, необходимым условием фрустрации, однако порой
мы преодолеваем значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации.
Значит, должен быть поставлен вопрос о достаточные условиях фрустрации, или, что то
же, вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации
(ср.: 83). Ответ на него естественно искать в характеристиках состояния
фрустрированности, ведь именно его наличие отличает ситуацию фрустрации от ситуации
затрудненности. Однако в литературе по проблеме фрустрации мы не находим анализа
психологического смысла этого состояния, большинство авторов ограничиваются
описательными констатациями, что человек, будучи фрустрирован, испытывает
беспокойство и напряжение (199), чувства безразличия, апатии и утраты интереса (236),
вину и тревогу (210), ярость и враждебность (199), зависть и ревность (192) и т.д. Сами
по себе эти эмоции не проясняют нашего вопроса, а кроме них у нас остается
единственный источник информации – поведенческие "следствия" фрустрации, или
фрустрационное поведение. Может быть, особенности этого поведения могут пролить
свет на то, что происходит при переходе от ситуации затрудненности к ситуации
фрустрации? 
Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное
возбуждение
– бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия (в известном
исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина (173) один из детей в фрустрирующей
ситуация лег на пол и смотрел в потолок); в) агрессия и деструкция; г) стереотипия
тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая
понимается либо "как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более
ранние периоды жизни индивида" (236, с.246-247), либо как "примитивизация"
поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением
"конструктивности" поведения) или падение "качества исполнения" (180)
Таковы виды фрустрационного поведения. Каковы же его наиболее существенные,
центральные характеристики? Монография Н. Майера (220) отвечает на этот вопрос уже
своим названием – "Фрустрация: поведение без цели". В другой работе Н. Майер (221)
разъяснял, что базовое утверждение его теории состоит не в том, что "фрустрированный
человек не имеет цели", а "что поведение фрустрированного человека не имеет цели, т.е.
что оно утрачивает целевую ориентацию" (221, с.370-371). Майер иллюстрирует свой
тезис примером, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в
очереди ссору, затем драку и оба в итоге опаздывают. Это поведение не содержит в себе
цели добывания билета, поэтому, по определению Майера, оно является не адаптивным
(=удовлетворяющим потребность), а "фрустрационно спровоцированным поведением".
Новая цель не замещает здесь старой (там же)
Для уточнения позиции этого автора нужно оттенить ее другими мнениями. Так, Э.
Фромм полагает, что фрустрационное поведение (в частности, агрессия) "представляет
собой попытку, хотя часто и бесполезную, достичь фрустрированной цели" (192, с.20).
К. Гольдштейн, наоборот, утверждает, что поведение, этого рода не подчинено не только
фрустрированной цели, но вообще никакой цели, оно дезорганизовано и беспорядочно.
Он называет это поведение "катастрофическим" (194)
На таком фоне точка зрения Н. Майера может быть сформулирована, следующим
образом: необходимым признаком фрустрационного поведения является утрата
Hosted by uCoz