Navigation bar
  Print document Start Previous page
 183 of 234 
Next page End  

опосредованно в процессе аномального социального развития.
Л. С. Выготский первым обосновал необходимость структурно-динамического изучения
аномального развития психики, необходимость анализа патопсихологических механизмов психического
дизонтогенеза. Он считал, что психологическое изучение аномального ребенка обязательно должно
проходить путь от изучения отдельных симптомов дизонтогенеза к изучению его синдромов и далее — к
типу дизонтогенеза. Только такой подход позволит осуществлять дифференцированную диагностику и
дифференцированную коррекцию нарушений развития.
1.8.2. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза
В. В. Лебединский /10/,
основываясь на этих взглядах Л. С. Выготского (которые не потеряли
своей актуальности и по сей день), выделил четыре патопсихологических параметра, определяющих
характер психического дизонтогенеза. По его мнению, то, как именно будет нарушаться психическое
развитие в каждом конкретном случае, зависит от:
1) функциональной локализации нарушения;
2) времени поражения;
3) соотношения первичного и вторичного дефектов;
4) характера нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального
системогенеза.
Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения.
Так как мозговая
организация психических функций имеет сложное системное строение, то нарушения различных
структур мозга будут иметь разные последствия. В связи с этим выделяют общий и частный дефект.
Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем как корковых, так и подкорковых.
Нарушения подкорковых регуляторных систем (в первую очередь ретикулярной формации, базальных
подкорковых ядер) приводят к снижению уровня бодрствования, нарушениям психической активности,
патологии влечений, элементарным эмоциональным расстройствам. При нарушениях корковых
регуляторных систем (дисфункции деятельности лобных долей мозга, например) отмечается
недостаточность целенаправленности, программирования, контроля, обусловливающая дефекты
интеллектуальной деятельности и нарушения более сложных, специфически человеческих
эмоциональных образований (высших чувств).
Частный дефект связан с нарушением деятельности различных анализаторов (в первую очередь
их корковых отделов). Частный дефект приводит к дефицитарности отдельных функций гнозиса,
праксиса, речи.
Имеется определенная иерархия общих и частных нарушений. Общий дефект, связанный с
нарушением регуляторных функций, влияет в той или иной степени на все стороны психического
развития. Нарушения частных функций более парциальны и нередко могут компенсироваться за счет
сохранных регуляторных и других частных систем.
Второй параметр психического дизонтогенеза связан с временем поражения. Характер аномалии
развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы.
Еще Л. С. Выготский указывал, что чем раньше произошло поражение нервной системы, тем
вероятнее явление недоразвития психики. Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем
более характерны явления повреждения с распадом структуры психических функций.
Такая закономерность определяется не столько хронологическим моментом, сколько
длительностью периода развития той или иной функции. Повреждаются чаще функциональные системы
с относительно коротким временным циклом развития (функции, имеющие подкорковую локализацию,
формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано). Корковые же функции, имеющие
более длительный период развития, при раннем воздействии вредности чаще либо стойко
недоразвиваются, либо задерживаются в своем развитии.
Вероятность поражения той или иной функции связана также с наличием сенситивных периодов
в их развитии. Как известно, сенситивные периоды характеризуются наибольшей интенсивностью
развития функции. Однако, в силу непрочности, неустойчивости формирующейся функции, они
являются и наиболее уязвимыми по отношению к различным вредностям. Поэтому, если время
Hosted by uCoz