Navigation bar
  Print document Start Previous page
 189 of 234 
Next page End  

количественные измерения интеллекта не дают возможности прогнозировать дальнейшее развитие
ребенка.
На этом примере четко выступают ограниченные возможности использования количественных
тестовых измерений в исследовании больных. При использовании методов, направленных на
измерение психических функций, не могут быть учтены ни особенности психической деятельности, ни
качественная сторона нарушений, ни возможности компенсации, анализ которых является
необходимым при решении клинических задач, в первую очередь связанных с психокоррекцией. Путем
измерения выявляются лишь конечные результаты работы, сам же ее процесс, все многообразие
качественных особенностей деятельности испытуемого остаются «за кадром» научного познания. А это
противоречит целям и задачам патопсихологического исследования, которое должно быть направлено
как раз на раскрытие психологических механизмов, закономерностей распада психической деятельности
больного, а не на констатацию наличия у него отклонения от нормы.
В отечественной психологии сложился вполне определенный взгляд на природу психического,
согласно которому психические процессы формируются прижизненно в ходе присвоения общественно-
исторического человеческого опыта в процессе деятельности и общения. Поэтому патопсихологический
эксперимент должен быть направлен не на исследование и измерение отдельных психических функций,
а на исследование человека, совершающего реальную деятельность, на выявление механизмов
нарушений деятельности и возможностей ее восстановления. Качественный анализ особенностей
протекания психических процессов больного, в противовес сугубо количественному измерению
результата этого процесса, является основополагающим принципом построения патопсихологического
экспериментального исследования. Качественный подход позволяет патопсихологу не столько
определить, каков уровень развития той или иной психической функции, насколько он соответствует
или не соответствует нормативному стандарту, сколько ответить на вопрос, как осуществлялся сам
психический процесс, чем были обусловлены выявляемые ошибки и трудности.
Приоритет качественного анализа не означает полного отказа от количественных характеристик
экспериментальных данных. Естественно, количественные показатели, статистическая обработка
материала должны использоваться там, где поставленная задача этого требует и допускает, но
количественный анализ не может заменить собой качественную характеристику нарушений психики.
Использование качественного анализа в патопсихологическом экспериментальном исследовании
позволяет успешно решать одну из самых сложных диагностических задач — получение данных для
постановки дифференциального диагноза. Как известно, различные психические расстройства могут
проявляться сходным образом в нарушениях познавательной деятельности, поведения. За одним и тем
же патопсихологическим симптомом могут стоять различные механизмы. Например, нарушение
опосредованной памяти в одном случае может быть связано с нарушением умственной
работоспособности (при астениях органического генеза), в другом — с нарушением целенаправленности
мотивов (у «лобных» больных, при шизофрении), в третьем — со снижением уровня обобщения (при
олигофрении, деменции). Другими словами, характер нарушений психики не является специфическим
для того или иного заболевания или формы его течения, он является лишь типичным для них и может
быть оценен лишь в комплексе с данными целостного патопсихологического исследования. Т. е. анализ
патопсихологических данных должен носить не только качественный, но и системный характер. В
патопсихологии необходим не столько симптоматический, сколько синдромальный анализ (А. Р.
Лурия).
Реализации этого требования способствует вытекающий из основного принципа
патопсихологического исследования принцип моделирования психической деятельности, т. е. той
деятельности, которую человек осуществляет в своей повседневной жизни (в процессе учебы,
профессиональной деятельности, общения). Б. В. Зейгарник приравнивала экспериментальное
патопсихологическое исследование к широко используемому в медицинской практике методу
«функциональной пробы», который состоит в испытании деятельности какого-либо органа или
системы. В патопсихологическом эксперименте роль такой функциональной пробы могут играть
экспериментальные задания, при решении которых актуализируются познавательные действия и
личностное отношение больного к заданию, к экспериментальной ситуации в целом. Другими словами,
экспериментальное патопсихологическое исследование должно выступать в роли агента, который
Hosted by uCoz