Navigation bar
  Print document Start Previous page
 199 of 234 
Next page End  

ребенка).
Источниками для получения анамнестических сведений психологом являются как медицинские
документы, так и беседы с родителями и педагогами ребенка. Беседа с родителями,
являющаяся
основным источником информации, позволяет получить сведения о возможных семейных
наследственных заболеваниях, о здоровье самих родителей, о внутриутробном развитии ребенка (как
протекала беременность, имели ли место неблагоприятные факторы, которые могли негативно повлиять
на развитие плода, благополучно ли прошли роды). Выясняются особенности раннего развития ребенка,
какие заболевания и травмы он перенес в первые годы жизни, посещал ли дошкольные учреждения, как
прошла адаптация в них, как складывались его взаимоотношения с другими детьми, с взрослыми. Важно
также получить сведения о характере внутрисемейных отношений, о наличии неблагоприятных
факторов семейного воспитания, о наличии психотравмирующих событий в семейной жизни (развод
родителей, постоянные конфликты). Если ребенок посещает школу, то необходимо узнать, как он
адаптировался к ней, какова успеваемость, какие интересы, достижения и трудности в школьной жизни
имеются у ребенка, заинтересованы ли родители в его школьных успехах, как складываются отношения
школьника со сверстниками и учителями.
Беседа с педагогами позволяет получить данные об успеваемости ребенка, об особенностях его
поведения, о характере проблем, с которыми педагоги сталкиваются при обучении и воспитании
данного ребенка, а также о тех педагогических мероприятиях, которые использовались для коррекции
имеющихся недостатков и об эффективности их применения. Если психолог лишен возможности лично
пообщаться с педагогами, то можно попросить родителей взять развернутую педагогическую
характеристику из того образовательного учреждения, которое посещает ребенок.
При сборе анамнестических сведений надо стремиться дифференцировать фактические сведения
о жизни ребенка, сообщаемые взрослыми, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая
всегда присутствует в сообщениях родителей или педагогов. Поэтому вопросы, которые задает психолог
во время беседы, не должны нацеливать на оценочные ответы, они должны ориентироваться на
конкретное фактологическое описание интересующих событий и явлений. Например, вопрос «как
развивался ваш ребенок в раннем детстве?» является слишком широким, неконкретным и предполагает
запрограммированный оценочный ответ: «хорошо» (или «нормально», «плохо»). Более продуктивными в
плане получения фактических данных являются вопросы о том, когда ребенок начал держать головку,
когда начал ходить, когда произнес первое слово, фразу и т. п. Такие вопросы позволят получить
информацию о психическом развитии ребенка, которую можно сравнить с известными возрастными
нормативами развития.
Для выявления особенностей психического развития ребенка на подготовительном этапе также
весьма успешно можно применять метод изучения продуктов деятельности. Для этого рекомендуется
проанализировать результаты детского творчества (в первую очередь, рисунки) и учебной деятельности
(тетради, сочинения). Этот метод позволит получить информацию о таких качествах ребенка, как
воображение, сформированность зрительных представлений, развитие мелкой моторики, степень
сформированности навыков учебной деятельности, а также о его аккуратности и организованности.
Важно проанализировать обнаруженные ошибки, правильно оценить их характер. Например, ошибки в
письменной речи могут быть связаны с недостаточным уровнем овладения правилами родного языка, а
могут быть проявлениями нарушения функционирования определенных участков мозга (так называемые
дисграфические ошибки).
Кроме того, применив к детским рисункам широко описанные в психодиагностической
литературе критерии оценки, можно получить сведения о личностных особенностях и проблемах
ребенка (уровень самооценки, тревожности, конфликтности, наличие депрессивных проявлений и т. п.).
Иногда именно рисунок ребенка является первым сигналом о том или ином психологическом
неблагополучии или об имеющемся нарушении.
Сравнивая тетради и рисунки, выполненные ребенком на протяжении какого-то промежутка
времени, можно установить динамику его психического развития.
Все сведения, полученные психологом из медицинских документов, бесед с родителями и
педагогами, из анализа графической продукции, ложатся в основу той рабочей гипотезы, на проверку
которой и будет направлено все дальнейшее эмпирическое исследование.
Hosted by uCoz