Navigation bar
  Print document Start Previous page
 214 of 234 
Next page End  

в мнестической деятельности.
3.3. Нарушения мышления
Расстройства мыслительной деятельности рассматриваются в контексте патопсихологических
экспериментальных исследований как нарушения входящих в ее структуру компонентов. Б. В. Зейгарник
выделяет три основных вида патологии мышления: 1) нарушения операционной (операциональной)
стороны мышления, 2) нарушения динамики мышления, 3) нарушения личностного компонента
мышления, а также рассматривает нарушения критичности мышления.
Особенности мышления каждого отдельного больного далеко не всегда могут быть
квалифицированы в пределах одного вида нарушений мышления. Нередко в структуре патологически
измененного мышления больных наблюдаются сложные сочетания разных видов нарушений. Например,
нарушение процесса обобщения может сочетаться с нарушением целенаправленности мышления, а
может — с каким-либо вариантом нарушения его динамики.
3.3.1. Нарушение операциональной стороны мышления
Мышление является обобщенным и опосредованным познанием действительности, поэтому
среди логических операций, обеспечивающих протекание мыслительной деятельности, операция
обобщения является ключевой. Благодаря обобщению устанавливаются связи между объектами. Кроме
того, обобщение дает возможность установления связи не только между объектами, но и между
понятиями. Обобщение служит передаче человеческого опыта и позволяет выйти за пределы
единичных впечатлений.
При некоторых психических расстройствах у больных теряется возможность использовать
систему операций обобщения и отвлечения. Исследования мышления больных, страдающих
различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления
могут принимать разные формы, двумя крайними вариантами которых являются: а) снижение уровня
обобщения, б) искажение процесса обобщения.
Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют
непосредственные представления о предметах и явлениях. Оперирование общими признаками
заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении
экспериментального задания, например классификации предметов, подобные больные не в состоянии
из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятия. Например,
больной отказывается объединить в одну группу кошку и собаку, потому что «они всегда враждуют».
Или больные объединяют в группы разнородовые понятия: тетрадь и стол (потому что в тетради можно
писать только на столе), книгу и диван (так как читать книгу удобно на диване), мяч и помидор (потому
что красные). Таким образом, предметы объединяются на основе второстепенных или частных
признаков.
Аналогичные результаты могут быть получены и при выполнении младшими школьниками
заданий по методике «Четвертый лишний». Например, из ряда коза, курица, кошка и корова выделяется
кошка,
так как «она живет в квартире, и поэтому она домашняя, а все остальные живут в сарае (на
улице); они уличные, а не домашние животные».
При ярко выраженном снижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на
классификацию, так как для
испытуемых предметы оказываются по своим конкретным свойствам
настолько различными, что не могут быть объединены в одну группу. Например, стол и стул не
объединяются испытуемым в одну группу, так как «на стуле сидят, а на столе работают и кушают».
В некоторых случаях больные создают большое количество мелких групп на основании
чрезвычайно конкретной предметной связи между ними, например, они объединяют ключ и замок, перо
и ручку, нитки и иголку, тетрадь и карандаш. Иногда больные объединяют предметы как элементы
какого-нибудь сюжета, на основании которого больной может составить целый рассказ, включив в него
отобранные предметы, но классификация не производится. Например, в одну группу попадают карточки
с изображением яйца, ложки и ножа, а в другую — тетради, пера и карандаша. Объяснения больного
Hosted by uCoz