Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 234 
Next page End  

различаются зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие. Выделяют также
сложные формы восприятия, такие, как восприятие пространства, движения и времени.
Содержание образа восприятия зависит от самого воспринимающего субъекта: в нем всегда
сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому,
потребности, интересы, устремления, желания, чувства. При восприятии какого-либо предмета
активизируются и следы прошлых восприятий. Существенным фактором, влияющим на содержание
восприятия, является установка субъекта.
Образы предметов или явлений, существующие в отсутствие самих этих предметов или явлений,
называют представлениями.
Представления выполняют функцию замещения, символизации объектов
реальности, поэтому они соотносятся как с несуществующими в реальности предметами и явлениями,
так и с существующими в прошлом или будущем.
Функциональная специализация коры головного мозга влечет за собой то, что различные
модальности восприятия репрезентируются в различные области коры. При этом внутри
специализированных участков имеется дополнительная функциональная специализация. Структурные
повреждения или нарушения физиологических механизмов в этих областях приводят к нарушению
функций восприятия в соответствующей модальности.
[Более подробно об этом см. ч. II «Основы
нейропсихологии».]
На структурном уровне возникновению расстройств ощущения и восприятия способствуют
сосудистые заболевания, травмы, опухоли головного мозга, гипоксия, дегенеративные заболевания
(деменции, атрофии).
На уровне нарушения физиологических механизмов расстройства ощущения и восприятия
возникают при шизофрении и аффективных расстройствах.
Следует особо оговорить, что невозможно четко разграничить нарушения восприятия и
внимания, поскольку внимание является интегральной психической функцией: оно участвует и в
восприятии (управляя им), и в когнитивной переработке информации. Однако в диагностике нарушений
восприятия можно определить ведущую причину, которая может быть первичной (структурное или
функциональное поражение коры) или вторичной (расстройство внимания, аффективной,
мотивационной сфер). При нарушении физиологических механизмов нарушения восприятия
взаимодействуют с нарушениями внимания, аффективной и мотивационной сфер.
Не любое нарушение процесса ощущения и восприятия является признаком психического
расстройства. Нарушения возможны при определенных условиях, таких, как временные
функциональные нарушения деятельности ЦНС, например, переутомление, а также «зашумленность»
внешнего фона восприятия. Патологическими признаются только те расстройства ощущений и
восприятия, которые приводят к резкому нарушению познания окружающего и формированию
психических расстройств.
Нарушения чувственного познания можно классифицировать по разным основаниям: по органам
чувств или по уровню восприятия.
По органам чувств выделяют зрительные, слуховые, осязательные (тактильные),
обонятельные и вкусовые расстройства.
К зрительным расстройствам относят:
— снижение или усиление остроты зрения;
— нарушения цветового восприятия;
— искажения пространственного восприятия;
— выпадение отдельных полей зрения;
— нарушения зрительного узнавания (агнозии);
— иллюзии и галлюцинации.
К нарушениям слуха относят:
— нарушения восприятия громкости, высоты, тембра или темпа (ритма) звуков;
— нарушения узнавания шумов и сигналов (слуховая агнозия);
— слуховые иллюзии и галлюцинации;
— интероцептивные шумы (ощущение шума в ушах в отсутствие внешнего раздражителя).
К тактильным нарушениям относят:
Hosted by uCoz