Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 234 
Next page End  

осознавая ущерб собственному благополучию, который может нанести следование этим соблазнам.
Выделяют три типа детей с ГРДВ:
преимущественно невнимательный тип;
преимущественно гиперактивно-импульсивный тип;
смешанный тип.
У детей с ГРДВ преимущественно невнимательного типа, несмотря на наличие гиперактивности,
больше бросаются в глаза следующие характеристики: они рассеянны, легко путаются, медленно
соображают, с трудом вспоминают, часто бывают тревожными и озабоченными, робкими, забитыми,
играют роль «отверженных» в классе.
У преимущественно гиперактивно-импульсивных детей с ГРДВ на первый план по сравнению с
невнимательностью выдвигаются проблемы, связанные с торможением и стабильностью поведения.
Они более агрессивны, вызывающи и оппозиционны, их часто выгоняют из класса или из школы,
ошибочно переводят в классы для коррекционного обучения.
Помимо основных нарушений у детей с ГРДВ возникают сопутствующие изменения
когнитивных, речевых и эмоциональных процессов.
Расстройство когнитивных процессов связано с истощаемостью внимания, которая приводит к
дезорганизации мыслительных процессов, специфике функционирования оперативной памяти,
способности прогнозировать результат своей деятельности. Дети с ГРДВ имеют нормальный и высокий
интеллект, однако, они не могут полностью использовать имеющийся у них потенциал в ситуациях,
требующих усидчивости и непрерывности внимания в течение продолжительного времени.
Расстройство речевых процессов проявляется в трудностях использования речи в повседневных
ситуациях из-за чрезмерной, неуправляемой говорливости и повышенной громкости речи,
неожиданных скачков с одной темы разговора на другую. Речь детей с ГРДВ путаная, часто с
пропусками «лишних» местоимений. Они не учитывают того обстоятельства, что их собеседник может
не знать контекста или предшествующих обстоятельств события, о котором они хотят ему рассказать,
поэтому часто опускают «лишние», «тормозящие» скорость передачи сути дела подробности.
Нарушения когнитивных и речевых процессов вызывают расстройства научения, особенно —
чтению и счету.
Изменения в эмоциональной сфере у детей с ГРДВ вызваны нарушениями социального и
межличностного функционирования. Из-за своего несоответствия социальным ожиданиям и нормам
поведения и связанных с этим конфликтов у них часты проявления депрессии, враждебности,
повышенной тревожности.
По мере взросления интенсивность проявления ГРДВ уменьшается, но может сохраняться в
течение всей жизни.
Расстройства произвольных движений и действий характеризуются нарушениями управления,
регуляции и координации при их выполнении.
Нарушения управления движениями и действиями связаны с рассогласованием порядка
иннервации различных мышц, необходимых для осуществления действия в конкретных условиях.
Примером такого нарушения является синдром Паркинсона, обычно развивающийся в позднем возрасте.
Для синдрома Паркинсона характерны дрожание конечностей в состоянии покоя или при принятии
определенной позы (иногда кажется, будто человек «катает» рукой невидимый «шарик»), шаркающая
походка маленькими шажками, замедление произвольных движений.
[Рассмотрение психологических
нарушений, характерных для синдрома Паркинсона, не входит в задачи настоящего учебника.]
Нарушения регуляции связаны с повреждениями задней области теменных долей. Они
проявляются тем, что человек из-за расстройства зрительно-моторной координации теряет способность
схватывать рукой какой-либо объект, поскольку визуальная информация не регулирует движение.
Нарушения координации связаны с тем, что для выполнения произвольного движения или
действия возникает избыточная мышечная активность. Примерами расстройств с нарушением
координации являются писчий спазм и синдром детской неуклюжести.
Писчий спазм проявляется искажением почерка, вызванным чрезмерным напряжением мышц
пальцев, кисти и предплечья или всей руки. Дети начинают писать, ставя кисть и руку в непривычную,
неудобную позицию, прикладывают чрезмерные усилия, чтобы держать ручку, и сильно опираются на
Hosted by uCoz