Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 234 
Next page End  

определенным правилам. Однако выборочность восприятия мира делает его уязвимым перед новой
информацией, поскольку она грозит разрушением целостности основных психических процессов. Для
сохранения психической целостности и устойчивости когнитивно простые люди обращаются за
поддержкой к мнению окружающих, т. е. имеют высокую полезависимость.
Низкая когнитивная структурированность сопровождает такие психические расстройства, как
депрессии, аддиктивное и асоциальное поведение; поскольку у человека в этом случае формируется
ущербное субъективное представление об окружающем мире и себе, он выбирает такие способы
взаимодействия с миром, которые приводят к ошибкам и конфликтам с окружающими, и испытывает
затруднения в изменении имеющихся дезадаптивных стратегий социальных отношений и
взаимодействия.
В отечественной клинической психологии все нарушения мышления, вслед за Б. В. Зейгарник,
объединяют в три вида: 1) нарушения операционной стороны мышления; 2) нарушения динамики
мышления; 3) нарушения личностного компонента мышления /13/.
4.5.1. Нарушения операционной стороны мышления
Это нарушения процессов обобщения и опосредования. Два варианта таких нарушений: а)
снижение уровня обобщений и б) искажение процесса обобщения. Снижение уровня обобщений состоит
в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях,
оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между
предметами.
4.5.2. Искажение процесса обобщения
Обобщаются случайные стороны явлений, существенные же отношения мало принимаются во
внимание. Больные могут руководствоваться чрезмерно общими признаками, выходящими за пределы
содержательной стороны явлений, либо чисто внешними, несущественными признаками. Основной
признак искажения — бессодержательные или выхолощенные обобщения. Больные имеют искаженные
представления о реальности, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным
явлениям подходить с «теоретических» позиций. Речь носит вычурный характер.
4.5.3. Нарушения динамики мышления
Нарушения темпа:
ускорение и замедление мышления. Ускорение — увеличение количества
ассоциаций в единицу времени. Мысли поверхностные, малодоказательные, возникает скачка идей
(непрерывная смена тематики речи в зависимости от предметов, случайно попавших в поле зрения).
Замедление — уменьшение числа ассоциаций в единицу времени. Лабильность — редко
встречающийся феномен, который заключается в быстрой смене темпа: сначала резкое ускорение,
сменяющееся резким замедлением. Нарушения подвижности мышления (тугоподвижность мышления,
торпидность, ригидность, инертность). Детализация, обстоятельность, вязкость. Детализация
постоянное вовлечение в мыслительный процесс второстепенных несущественных подробностей
(нарушение экономичности мышления). Обстоятельность — выраженная детализация, сочетающаяся с
систематическим застреванием на побочных ассоциациях при последующем возвращении к основной
мысли (лабиринтное мышление). Вязкость — крайняя степень обстоятельности, при которой
детализация так искажает основную мысль, что делает ее непонятной. Теряется способность удерживать
центральную линию разговора, трудно вернуться к теме беседы. В ЭПИ отмечается сохранность
обобщений, однако ошибки возникают при переключении на новый способ решения задачи.
4.5.4. Нарушения личностного компонента (нарушения целенаправленности мышления)
Этот вид нарушений связан с серьезными изменениями в мотивационной сфере личности.
Влияние изменений мотивационной сферы уже можно наблюдать в искажении процесса обобщения.
Hosted by uCoz