Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 234 
Next page End  

Болезнь считалась самым надежным методом исследования психики, недостаток которого — медленная
скорость протекания — можно было компенсировать применением гипноза или психоактивных
веществ. Еще одним методом «опытной психологии» стало исследование «исключительных случаев».
Наиболее часто в этом качестве оказывались исключительные интеллектуальные способности людей-
вундеркиндов.
Таким образом, изначально клиническая («опытная») психология развивалась как составная часть
психиатрии и неврологии, необходимая для исследовательско-диагностической деятельности врача. В
отличие от общей психологии, которая в то время была частью философии, клиническая
психология
развивалась, исходя из потребностей психиатрической клиники, как эмпирическое знание, основанное
на опытных, а затем и экспериментальных данных, а не на теоретических рассуждениях.
Долгое время клиническая (как возникшая в клинике) и общая (как часть философии) психологии
представляли собой конкурирующие дисциплины. Клиническая психология ориентировалась на
объективные данные, получаемые в ходе применения сначала опытов, а затем формализованных
экспериментальных техник — тестов. Философски же ориентированная общая психология скептически
относилась к возможности исследования психики естественнонаучными способами, считая, что душу
невозможно адекватно познать без изучения субъективных переживаний и самоотчетов. К слову
сказать, основатель экспериментальной общей психологии В. Вундт считал естественный эксперимент
не основным, а вспомогательным психологическим методом, способным раскрыть только простейшие
психические процессы, но далеко не все феномены человеческой души /7/. Главной экспериментальной
методикой изучения психики у В. Вундта была интроспекция — самонаблюдение и последующая
интерпретация устных самоотчетов испытуемого экспериментатором, а не формализованное
наблюдение протекания психических процессов у испытуемого со стороны экспериментатора. Поэтому
экспериментальная психология В. Вундта скорее имеет герменевтический (герменевтика — способ
толкования чего-либо), а не естественнонаучный характер. Однако увлечение философией позитивизма
в конечном счете привело общую психологию к необходимости подтверждения философских концепций
психики экспериментальными методами на манер естественнонаучных дисциплин (каковой к тому
времени уже была психиатрия). Как результат, в научном поле образовались две различные
экспериментальные психологии — клиническая (на базе медицинских факультетов) и общая (на базе
философских факультетов). Если первая была ориентирована на обслуживание научных и практических
интересов физиологии и психиатрии и имела материалистический уклон, то вторая преследовала цель
эмпирического исследования предпосылок нематериальной по своей сути психической субстанции.
Основной разделительной линией двух психологий стало понимание психики либо как функции
мозга, либо как особой духовной субстанции, деятельность которой только лишь отражается в мозговых
процессах. Вторым различительным критерием стало понимание психологии как преимущественно
диагностической или эмпирической дисциплины. Второй критерий различения появился на свет после
того, как немецкий психиатр Э. Крепелин адаптировал нозологический принцип Л. Пастера, возникший
в органической парадигме медицины, для нужд психиатрической клиники. Предложенная этим ученым
нозологическая классификация душевных болезней по формуле «этиология (источник болезни) —>
клиника (проявление болезни в наборе специфических для источника болезни признаков
симптомов) —> течение (динамика симптомов в ходе развития заболевания) —> прогноз (предвидение
дальнейшего развития и исхода психического заболевания)» отводила психологии роль одного из
средств получения формальных критериев нарушения психической деятельности и постановки диагноза.
Источником психической болезни в биологически ориентированной психиатрии может быть только
нарушение так называемого «материального субстрата» психического, поскольку психика
рассматривается как функция мозга. Таким образом, от психологии ожидалось создание формальных
«экспериментально-психологических схем», с помощью которых можно было бы опознать
(диагностировать) клинические проявления определенной психической болезни. В этом смысле
«опытная» психология и становилась клинической — инструментом постановки психиатрического
диагноза, формализованным способом определения психических и поведенческих расстройств. В таком
качестве она с успехом могла применяться не только в целях врачебно-диагностического, но и
педагогического процесса /4/. Так клиническая психология, развившаяся в рамках психиатрии,
окончательно оформилась во всего лишь «объективный экспериментальный метод» распознавания
Hosted by uCoz