Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
52
Она задумалась на минуту, потом с довольной улыбкой взглянула на мужа и сказала: «Все
скоро узнают то, что я сейчас скажу. Я жду ребенка и хочу родить его под гипнозом, но я была
абсолютно убеждена, что меня нельзя загипнотизировать. Я всегда так старалась войти в
состояние транса и всегда неудачно. Я не хотела приходить сюда, опасаясь, что мой муж будет
настаивать на том, чтобы я вызвалась быть добровольцем, и не хотела вновь пережить неудачу.
Поэтому я даже заставила его опоздать сюда, чтобы у него не было шанса попросить вас
загипнотизировать меня. Я просто не могла провалиться еще раз. Когда вы попросили меня
подойти к сцене и упомянули мою шляпку, я знала, что это просто совпадение, но мне стало
легко, когда вы сказали, что я могу демонстрировать транс, не засыпая. Я знала, что смогу это
сделать. Но что случилось? Вы сможете снова ввести меня в состояние транса, чтобы я могла
рожать под гипнозом?».
Автор объяснил миссис X, что ей не нужно, чтобы кто-нибудь вводил ее в состояние
транса, этот процесс обучения она может пройти сама, и все, что ей нужно сделать, чтобы
войти в состояние транса, – это взглянуть на свой рисунок, а чтобы проснуться – прочесть свое
имя под ним. Другой путь – это послушать музыку по транзистору, хотя бы он и находился за
сотню миль от нее, и войти в состояние транса и проснуться в нужное время. Она быстро взяла
рисунок в руки, явно вошла в состояние транса, медленно опустила взгляд на подпись и
проснулась. Судя по всему, женщина поняла, что только что пришла в себя после состояния
транса. Потом она замерла, будто прислушиваясь, ее глаза закрылись, она начала отсчитывать
время, отстукивая такт ногой; при этом ее муж заметил: «Она отсчитывает такт своей любимой
музыкальной пьесы». Отсчитывание такта кончилось, миссис Х проснулась, поблагодарила
автора и, взяв рисунок, ушла со сцены и вернулась на свое место рядом с мужем, всем своим
видом показывая, что больше не будет участвовать в этом.
Двумя годами позже, читая лекцию той же аудитории, автор заметил миссис Х среди
слушателей. Она познакомила автора со своим ребенком и сказала, что стала отличным
пациентом как для акушеров, так и для стоматологов, что и подтвердил ее муж.
Теперь вернемся к мисс В. После демонстрации опытов и обращенного к аудитории
объяснения, которое мисс В пыталась слушать, прислушиваясь также к диалогу мисс А и
доктора С о собаках, произошло еще одно событие. Повернувшись к мисс В, автор сказал:
«Когда вы подошли, вы сказали, что не думаете, что вас можно загипнотизировать. Теперь мне
интересно узнать (отметьте, что слово „интересно“ не имеет ничего общего с ее входом в
состояние транса), вы хотели бы увидеть собаку?» (слово «собака» было произнесено с
возрастающей интонацией, что бросает тень сомнения на видение собаки, так как, если здесь
возникает сомнение, то это сомнение автора, а не испытуемого). Девушка засмеялась и сказала:
«Нет, я любительница кошек, и у меня есть кошка по имени Снуки». – «Чем привлекательна
ваша Снуки?» – «О, если бы вы только видели ее, когда она играет в гостиной!» – «О, а это
разве не Снуки вон там играет с игрушечной мышкой?» При этих словах автор указал и
пристально посмотрел на пустой пол, как будто действительно видел там эту мышь.
Снова внушение было выражено таким образом, что вопрос, предложенный мисс В,
звучал не «Есть ли там кошка?», а «Не она ли там играет с мышью?». Чтобы ответить на этот
вопрос, девушке пришлось сначала увидеть кошку, а предыдущий разговор уже подготовил
почву для этого и разбудил сильные личные воспоминания.
Она ответила, что это не мышка, а клубок шерсти. Снова был использован метод
сюрприза путем постановки неожиданного вопроса, ответ на который требовал абсолютного
подтверждения, обусловленного или подразумеваемого гипнотического явления. Можно
разговаривать с незнакомым человеком и сказать ему: «Вот доска и кусок мела, и если вы не
возражаете, мне хотелось бы узнать, не левша ли вы?» Даже если человек дает устный ответ
вместо того, чтобы взять в руки мел ведущей рукой и написать что-то на доске, все равно имеет
место какая-то невольная моторная реакция; например, взгляд на доминирующую руку или
легкое, еле заметное движение руки. Это наблюдается даже в том случае, если человек всего
лишь бросает холодный, ничего не значащий взгляд.
После демонстрации других различных опытов с использованием всех троих испытуемых,
где все они имели связь с автором: мисс В непосредственно, а мисс А и доктор С с помощью
галлюцинаторных скрытых намеков, доктор С и мисс А в прямой связи друг с другом, а мисс В
Hosted by uCoz