Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
53
только с автором – возникла проблема выведения испытуемых из состояния транса.
Автор сел на свое место и обратился к аудитории: «Теперь стоит проблема их
пробуждения. Вы все отметите, что я не буду очевидно побуждать их к этому; прошу вас
пристально следить за испытуемыми, внимательно слушать все, что я скажу, и размышлять над
значением происходящего».
Повернувшись к испытуемым, он заметил небрежно, но с завуалированным ударением:
«Ну, мисс А, и мисс В, и доктор С, так как мы все здесь и слушатели ждут, не думаете ли вы,
что мне нужно начать демонстрацию опыта?».
Все трое сразу проснулись, но переориентировались ко времени своего появления на
сцене. Мисс А улыбнулась и сказала: «Ну, я предполагаю, что вам лучше начать с меня, так как
я единственная, кто хочет войти в состояние транса». Мисс В, когда автор взглянул на нее,
сказала: «Я хочу попробовать», а доктор С ответил: «Мне хотелось бы, чтобы я смог это
сделать».
Очевидно, у всех троих была полная амнезия относительно событий транса.
Пробуждение, переориентация во времени и потеря памяти – все определенно подразумевалось
акцентированными предложениями в замечаниях автора и репликами испытуемых.
Незнакомый человек спросил доктора С: «У вас когда-нибудь был любимый колли?» Тот
ответил, что у него было много колли, но больше всего ему нравился один, который умер
несколько лет тому назад. Потом кто-то сказал мисс А: «Итак, ваша любимая собака –
шотландская овчарка!». В замешательстве она ответила: «Как вы узнали это?» Один из
слушателей, который не знал мисс В, спросил ее, почему она никогда не покупала своей Снуки
игрушечную мышку. Мисс В сразу ответила, что покупала, но Снуки изорвала ее. Потом она в
замешательстве спросила, откуда тот знает о Снуки.
Доктор С тоже удивился, услышав вопрос о колли, с изумлением выслушал вопросы,
заданные мисс А и мисс В, взглянул на часы и заметил, обратившись к автору: «Прошел целый
час, как я подошел сюда. Кажется, все знают о нас что-то сугубо личное; никто из нас троих не
понимает, как это могло произойти. Не означает ли это, что мы все были в состоянии транса и у
нас произошла амнезия?».
Вместо того чтобы ответить ему, автор обратился к аудитории, сказав: «Конечно, лучшим
ответом на этот вопрос будет поднятие правой руки». Казалось, троих испытуемых это явно
неуместное замечание не коснулось.
Доктор С первым заметил, что его правая рука поднимается, потом он с удивлением
взглянул на мисс В и мисс А: с ними происходило то же самое. Они были явно изумлены.
Автор спросил: «Вы можете прекратить это?». Все трое заметили, что их руки продолжают
подниматься. Некоторые из слушателей обратили внимание, что с ними происходит то же
самое. Тогда автор небрежно произнес: «Таким образом можно различными путями получить
ответы, не известные самому себе». К общему изумлению, все прекратили поднимать руки, а
затем и опустили их. Значение замечания автора состояло в том, что полный ответ был дан;
следовательно, нет необходимости давать дополнительную команду. Последовал ряд замечаний
со стороны тех людей в аудитории, которые обнаружили, что тоже поднимали правую руку.
Выступая как-то перед врачами и медсестрами больницы, автор попросил, чтобы одна
медсестра, практикантка, приняла участие в гипнотическом сеансе в качестве испытуемой. Она
запротестовала, заявив, что хотела бы сделать это, но слишком застенчива, чтобы предстать
перед такой большой аудиторией. На это автор ответил: «Итак, вам хотелось бы, но вы
слишком застенчивы, чтобы предстать перед аудиторией (никто не понял намека этих
выделенных слов), но это все правильно, все, что я прошу вас сделать, – просто поглядеть на
эту картину на стене, я не знаю, чья это картина и в каком помещении она находится»
(указывая и пристально глядя на пустую стену в аудитории). Девушка медленно повернула
голову – так, будто находилась в глубоком гипнозе, поглядела на стену и ответила: «Это
картина Лили, и висит она над телевизором в ее гостиной». Автор попросил испытуемую
подойти, сесть рядом с ним и рассказать ему о Лили. Она спустилась по проходу между рядами,
и после нескольких замечаний автор попросил ее закрыть глаза и помочь ему в той работе,
которую ему нужно сделать. После демонстрации других различных явлений, включая
обсуждение метода «сюрприза», он разбудил ее.
Hosted by uCoz