Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
59
но вместо этого непоследовательность, не вызванная данными обстоятельствами и
представленная как серьезное реальное сообщение (несмотря на его противоречие с
реальностью), не позволяли человеку дать какой-то вразумительный ответ. Во втором примере
Джордж и автор выполняли задание, разделив материал и аппаратуру, и в то время, как Джордж
знал, что собирается делать он, и не знал, что собирается делать его приятель, тот выразительно
произнес фразу, понятную саму по себе, но не дающую возможности дать соответствующий
ответ. Потом, как само собой разумеющееся, он взял часть материала и аппаратуру, а Джордж,
сдерживаемый неуместным замечанием, автоматически последовал его примеру, и они просто
принялись за работу в своей обычной молчаливой манере. К тому времени, когда Джордж уже
вытеснил из головы это неуместное замечание, было слишком поздно, чтобы он мог сказать:
«Ты делаешь это, а я – то».
4. Итак, здесь имеет место конструирование ситуации, способной вызвать определенные
реакции, для чего в ситуацию вводится неуместное замечание, которое само по себе
представляет собой вразумительное сообщение. Таким образом, другой человек лишается
возможности дать естественный ответ на первоначальную ситуацию. Это приводит к
замешательству, путанице и глубокой потребности сделать что-то, без критического подхода и
упорядоченности. В первом случае человек просто беспомощно уставился на автора; во втором
примере Джордж пассивно последовал его примеру. В действительности в психологии
действий их обоих не было существенного различия. Оба они не смогли найти естественный
ответ.
5. Короче говоря, если в какую-то ситуацию, вызывающую простые естественные
реакции, непосредственно перед ответом ввести случайное неуместное замечание, возникает
путаница и препятствие для естественного ответа. Это неуместное замечание вполне
вразумительно само по себе, но имеет целью лишь прервать первоначальную ситуацию,
вызывающую естественную реакцию. У человека появляется потребность ответить на
первоначальную ситуацию, а непосредственное препятствие в виде кажущегося
вразумительного сообщения приводит к возникновению потребности что-то сделать. Вполне
вероятно, что эта повышенная потребность представляет собой сумму потребности ответить на
первоначальный стимул и потребности понять необъяснимое, кажущееся многозначительным
неуместное замечание. Когда эту процедуру продолжают в целях гипноза, у испытуемого часто
возникают непереносимые состояния замешательства, путаницы и непреодолимая, все
возрастающая потребность дать какой-то ответ, реакцию, чтобы снять растущее напряжение.
Поэтому он с готовностью хватается за первое четко выраженное, понятное сообщение, за
предложенную ему связь.
Эти размышления привели автора к экспериментам с группами людей и отдельными
лицами, в ходе которых использовались необычные, неуместные, непоследовательные
замечания. Оказалось, что работа с отдельными испытуемыми более эффективна, так как во
время работы с группой варианты индивидуального поведения могут серьезно помешать
проведению опыта, хотя и не делают его невозможным.
Сначала метод путаницы использовался для возрастной регрессии и только потом был
принят на вооружение для выявления других гипнотических феноменов.
Вот основные этапы первоначальной процедуры.
1. Упомянуть какой-то обычный факт, этап повседневной жизни, например, принятие
пищи.
2. Соотнести этот этап как действительный факт или его вероятность для испытуемого на
сегодняшний день в настоящем.
3. Упомянуть его как абсолютную вероятность в будущем, определив какой-то один
определенный (лучше всего текущий) день.
4. Высказать замечание о его вероятном возникновении в тот же самый день на прошлой
неделе.
5. Сделать замечание об обыденности дня, который предшествовал названному дню на
прошлой неделе, подчеркнув, что такой день – часть настоящей недели, даже если это
произойдет на будущей неделе.
6. Добавить, что сегодняшний день произошел на прошлой неделе, даже в прошлом
Hosted by uCoz