Navigation bar
  Print document Start Previous page
 71 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
71
Мисс X. и мистер Т. были отличными субъектами как для традиционных методов, так и
для метода путаницы. Однако после нескольких опытов с методом путаницы они оказывались в
состоянии транса сразу же, независимо от того, насколько осторожно автор подходил к его
использованию. В состоянии транса они объясняли: «Как только я начинаю испытывать
малейшее ощущение путаницы, я тут же впадаю в глубокое состояние транса». Им просто не
нравилось быть запутанными. Ни один из этих субъектов, хорошо справлявшихся с
традиционными способами, не смог научиться использовать метод путаницы.
Мистер X. (это не родственник мисс X.) охотно реагировал на различные методы
путаницы, непроизвольно обнаружил, что может использовать их в состоянии транса и
проводить эксперименты на других субъектах в то время, когда сам еще находится в трансе, и
позже исследовал свою способность изобретать различные способы метода путаницы и
эффективно использовать их на практике. В этой связи его первое спонтанное открытие своей
способности использовать метод путаницы можно отнести к разряду очень интересных и
познавательных примеров.
Профессор М. из Йельского университета весьма критично относился к работе Кларка Л.
Гулла и почти не верил в гипноз как действительно существующее явление. Сам он был
психологом, методами транса никогда не пользовался и, однако, опыты, проводимые в Йеле до
сегодняшнего дня, не убедили его в реальности такого феномена, как гипноз. Он обратился к
автору за дополнительными разъяснениями относительно гипноза и просил его продублировать
некоторые гипнотические опыты, выполняемые в Йельском университете.
После некоторых размышлений автор согласился и вызвал двух замечательных
сомнамбулических субъектов. Когда профессор М. объяснил им свое отношение к гипнозу и
свои пожелания, оба испытуемых выразили готовность исполнить его просьбу, если это будет
одобрено автором.
Согласие было дано, и автор предложил мисс Р., доктору психологии, чтобы она
загипнотизировала мистера X. и в полной мере продемонстрировала гипнотические явления в
соответствии с просьбой профессора М. Автор объяснил мисс Р. и мистеру X., что должен
удалиться, так как занят своими исследованиями, однако они останутся в раппорте с ним,
несмотря на его вынужденное отсутствие. Автор добавил, что вернется через час или немногим
позже, и следовательно, мисс Р. может использовать все это время, чтобы выполнить
пожелания профессора М.
Когда через час автор вернулся, перед ним предстало удивительное зрелище. Профессор
М. с явным выражением замешательства и озабоченности на лице сидел за столом, пытаясь
делать записи. Мисс Р., которой было сказано загипнотизировать мистера X., явно находилась в
глубоком сомнамбулическом трансе. Мистер X. также был в глубоком сомнамбулическом
трансе. Только мистер X. сохранил раппорт с автором, показав это тем, что взглянул на автора,
когда тот вошел в комнату. Мисс Р., очевидно, не сознавала присутствия автора вопреки тому
факту, что ее глаза были широко открыты, и автор сразу же спросил: «Что здесь происходит,
мисс Р.?». Ее явный отказ слышать его и вся ситуация подсказали автору, что следует подробно
записать все, что здесь происходит. Немедленно была вызвана мисс К., и когда она пришла,
автор заявил: «Давайте сохраним все как есть. Мистер X., вы в трансе? А мисс Р. тоже
находится в трансе?» На оба вопроса он ответил: «Да». – «Вы оба находитесь в раппорте со
мной?». – «Нет». – «Кто же в раппорте и почему?». – «Я. Мисс Р. поддерживает раппорт только
со мной».
Автор немедленно приказал: «Оставайтесь в том же положении, сохраним статус-кво,
ничего больше не делайте. Я на время уведу профессора М. из комнаты, а вы двое оставайтесь в
том же положении и ничего не делайте. Не хотите ли вы что-нибудь сказать относительно
профессора М.?».
Мистер X. просто сказал: «Он теперь признает гипноз как настоящее дело», – но никак не
прореагировал на присутствие мисс К. или профессора. Профессор М., мисс К. и автор вышли в
соседнюю комнату. Автор расспросил профессора М. о том, что произошло.
Он объяснил, что мисс Р. индуцировала «глубокое состояние транса» у мистера X.
методом левитации руки, а потом использовала его, чтобы продемонстрировать анестезию,
каталепсию, амнезию, позитивные и негативные идеомоторные и идеосенсорные явления,
Hosted by uCoz