Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
73
когда профессор М. нанес мне еще один визит, были приглашены эти два субъекта и мисс К.
Что касается мисс Р. и мистера X., для них вопрос еще не был решен, и никто из них, казалось,
не мог осознать и понять их опыт с трансом, когда они читали отпечатанные заметки мисс К.
Однако, когда у каждого из них в отдельности взяли интервью в глубоком состоянии
транса, оба вспомнили все события транса, за исключением того, что мистер X. просил мисс Р.
вновь установить раппорт с автором.
Им обоим было сделано постгипнотическое внушение полностью восстановить в памяти
все, что касалось их опыта в состоянии транса.
Что касается профессора М., он позднее проделал обширную экспериментальную работу с
доктором Гуллом и автором.
Через несколько лет после этого инцидента с мисс Р. и профессором М. мистер X. по
какой-то причине полностью утратил интерес к гипнозу, но не уважение к нему.
Потом он однажды столкнулся с заявлением врачей, что одна из его давних приятельниц,
нуждавшаяся в операции, не вынесет сочетания хирургического вмешательства и общей
анестезии. Так как мистер X. был врачом, он уговорил сопротивляющихся хирургов сделать
операцию, в то время как он методом путаницы индуцирует у нее состояние транса, а потом
пространственную и ситуационную дезориентацию, чтобы осуществить гипноанестезию.
Пациентка выдержала длительную тяжелейшую хирургическую операцию под гипнозом. Она
выздоровела, и теперь доктор X. широко использует гипноз в своей работе. Но сам он не хочет
снова входить в состояние транса и до сих пор не дал автору никаких объяснений по этому
поводу, а также не объяснил, почему у него был такой длительный период отсутствия интереса
к гипнозу.
Еще один испытуемый сначала хорошо реагировал на метод путаницы, а потом отчаянно
воспротивился ему. Это лучше всего иллюстрирует такое пространное заявление: "Я всегда
чувствовал себя в какой-то степени раздраженным и расстроенным на сеансе метода путаницы,
и мне не нравилось его применение, но сначала я охотно слушал и даже сотрудничал, насколько
мог. Частично это отвращение, несомненно, основано на типе моего мышления: мне всегда
хотелось понять каждую мысль, идею. Однако я продолжал иметь дело с методом путаницы, и
знаю, что он действовал на меня, хотя не так хорошо, как другие способы наведения транса.
В настоящее время он вообще на меня не действует. Если начинается этот тип внушения,
я просто перестаю слушать. Я даже не могу притворяться слушающим. Если гипнотерапевт
настойчиво продолжает говорить, я отключаю слух (автоматически возникающая
гипнотическая глухота) и выхожу из состояния транса с чувством острого раздражения.
Я могу точно определить переход от нежелания и сопротивления к полному отказу
выслушивать любые внушения с путаницей. Однажды я пытался решить, должен ли сообщить
об этом гипнотерапевту – я не уверен, что это было, но я считаю, что это были кое-какие
сведения о проделываемой работе, относительно чего я не был уверен, должен или нет
раскрывать это. Гипнотерапевт пытался получить эту информацию и неожиданно изменил
тактику, чтобы запутать мое мышление: упоминалась тема, которая должна была меня отвлечь,
в то время как я был поглощен чем-то еще. Я не могу вспомнить тот путь путаницы, который он
использовал. Я чувствовал прилив гнева – и не отвечал ему. Как я понимаю, тогда я думал, что
тактика неверна – гипнотерапевт пытался запугать меня, требовал, чтобы я быстро отвечал ему,
вместо того чтобы дать мне время прийти к какому-то решению. Я также понял, что либо
сейчас, либо в следующий раз, когда на мне будет опробован метод путаницы, со мной
случится то же самое, и это меня также разозлило. Мне все это надоело. Больше этого со мной
не будет".
Так и оказалось. Однако на другие методы этот испытуемый реагировал отлично. Как
экспериментальные, так и клинические субъекты часто имеют определенные предпочтения и
наклонности, которые следует учитывать и уважать. Так, иной субъект может энергично
противостоять методу релаксации и предпочитать метод левитации руки, а в следующий раз
будет реагировать только на другой метод.
Значение метода путаницы имеет двусторонний характер. При экспериментальной работе
он служит отличным средством обучения экспериментатора пользоваться словами, легкости
сдвигать и смещать обычные шаблоны мышления и позволяет ему учитывать проблемы,
Hosted by uCoz