Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 146 
Next page End  

Ковалев, выполнивший этот обряд погребения в Тернов-ских хуторах над
всеми сектантами, в числе которых были его мать, дочь и жена, сам очевидно
также находился под внушением со стороны монахини скитницы Виталии,
которая отдавала ему свои повеления даже в то время, когда уже находилась в
числе 6 человек в подземной нише и была забрасываема землею.
Бесспорно, что убеждения раскольников, признающих народную перепись за
антихристову запись, за отчуждение от Христа и от истинной христианской
веры, создают почву для самоистребительных стремлений; но отсюда до
массового самосожжения, как это случалось уже не однажды с нашими
раскольниками, до закапывания в землю или до так называемого запощения
или до уморения себя голодом еще далеко.
Надо однако заметить, что раскольничья среда в скитах, в некотором
отчуждении от внешнего мира, при постоянном посте и молитвах представляет
собою крайне благоприятные условия для поддержания и развития
религиозного фанатизма. При этих-то условиях самоистребительная проповедь
и находит себе благодарную почву. Эта проповедь действует в подобных
случаях не столько путем убеждения, сколько силой внушения и
взаимовнушения, что и приводит к окончательному решению «соблюсти
благочестие без отступления», согласно выражению самих раскольников.
Не подлежит никакому сомнению, что в Терновских происшествиях роль
главного вожака играла Виталия, которая, действуя первоначально по
убеждению, в значительной мере укрепляла себя в проповеднической роли,
благодаря самовнушению. Общая атмосфера свита во время бывшей переписи,
постоянные толки и обсуждения последней в ските, общая тревога и страх за
последствия переписи поддерживали и укрепляли между членами скита путем
взаимовнушения мысль о необходимости закопаться или запоститься;
исполнитель же закапываний Ковалев, как человек недалекий, находился под
внушением как Виталии, так и других лиц, поддерживавших общее настроение
раскольничьего скита.
СУДОРОЖНЫЕ ЭПИДЕМИИ В ИСТОРИИ.
Не менее ярко сила внушения сказывается в так называемых психопатических
эпидемиях.
На этих психопатических эпидемиях отражаются прежде всего
господствующие воззрения народных масс данной эпохи, данного слоя
общества или данной местности. Но не может подлежать никакому сомнению,
что ближайшим толчком для развития этих эпидемий являются: внушение,
взаимовнушение и самовнушение.
Господствующие воззрения являются здесь благоприятной почвой для
распространения путем невольной передачи от одного лица другому тех или
других психопатических состояний. Эпидемическое распространение так
называемой бесоодержимости в средние века бесспорно носит на себе все
следы установившихся в то время народных воззрений на необычайную силу
дьявола над человеком; но тем не менее также бесспорно, что развитие и
распространение этих эпидемий обязано в значительной мере и силе внушения.
Вот, например, средневековый пастор во время церковного богослужения
говорит о власти демона над человеком, увещевая народ быть ближе к Богу, и
во время этой речи
Место не позволяет долее останавливаться на этом животрепещущем вопросе;
но вся картина самоистребительных происшествий в Терновских хуторах
Hosted by uCoz