Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 146 
Next page End  

проповедника. Ждет скорой кончины мира; тогда по его мнению для всех будет
ясно, что он Христос Спаситель мира.
Будучи приглашен в конце января на обычное совещание врачей, где
производится разбор больных лечебницы, Мал¸ванный с чувством рассказывал
о своей проповеднической деятельности.
Из предварительных сведений, присланных в Казанскую Окружную
лечебницу, отметим следующее: «Ранее Мал¸ванный помещался в Киевском
Кирилловском Богоугодном заведении, куда был доставлен 31 марта 1892 г. за
лжеучение так называемой секты Мал¸ванцев.
Вследствие его учения его последователи оставили все свои полевые работы,
распродавали имущества, проводили время только в еде и молитве и ожидали
скорой кончины мира.
Одна женщина в припадке фанатизма задушила свою шестилетнюю дочь.
Последователей Мал¸ванного было более тысячи, и они считали Кондрата за
Христа.
В скорбном листе Киевской лечебницы отмечено, что проповедовать он начал
после внушения этой мысли свыше, когда он почувствовал в себе присутствие
какой-то особой силы.
Вскоре после наития на нем проявилось знамение его божественного избрания,
выразившееся, по его словам, в том, что он незримою силою был поднят от
земли вершков на 5, что будто бы видели и окружающие.
Во время самого знамения и два дня спустя он испытывал особенное радостное
ощущение в своем сердце, в последующие же дни появилась тоска. После этого
знамения число его последователей заметно увеличилось.
Нужно заметить, что изложенный выше бред представляет собою несколько
скомбинированный результат многократных бесед с Мал¸ванным, так как речь
его часто не имеет строгой логической связи, и он не в состоянии в течение
продолжительного времени поддерживать один связный разговор.
В приведенных выдержках из истории болезни Мал¸ванного яркими красками
обрисовывается его религиозный бред, который с течением времени под
влиянием тех или других окружающих условий, понимаемых Мал¸ванным как
знамение свыше, еще более укрепился и развился в разных направлениях,
сохранив однако все свои основные черты.
Мы не будем касаться здесь вопроса о происхождении и развитии бреда и
галлюцинаций у Мал¸ванного, страдавшего тем видом первичного
сумасшествия, или параной, который носят название религиозного
сумасшествия (mania religiosa), так как вопрос этот может интересовать более
всего специалистов, но отметим здесь приведенное выше указание, что
«проповедовать начал Мал¸ванный после внушения этой мысли свыше, когда
он почувствовал в себе присутствие какой-то особенной силы».
Очевидно, что мы имеем здесь дело с внушающим влиянием обманов чувств,
которое наблюдается и в других случаях и на которое я обратил внимание в
одной из своих работ. См. В.Бехтерев. О внушающем влиянии слуховых
обманов чувств. Обозрение психиатрии ¹ 11, 1896. Centr. f. Nervenheilkunde,
1897.
Нельзя сомневаться в том, что обманы чувств, возникая из бессознательной
сферы, нередко действуют на психическую сферу, подобно всякому
постороннему внушению, и вызывают влечения и побуждения, против которых
человек не в состоянии бороться, как и против действительных внушений.
Очевидно, что в этом отношении и галлюцинации Мал¸ванного, действуя на
Hosted by uCoz