Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 146 
Next page End  

радениями у хлыстов, не трудно усмотреть в них сходственные и даже в
известном отношении тождественные явления с тем, что представляет
проявление большой истерии на радениях мал¸ванцев. Следя за описанием
радений и плясок хлыстов, мы встречаемся здесь с тем же повышением
душевного настроения, с развитием психического экстаза и судорог такого же
рода, какие мы встречаем и у мал¸ванцев. См. Кутепов. Секта хлыстов и
скопцов. Казань, 1882 г. У хлыстов мы встечаем также радения и пророчества,
вполне напоминающие нам выше описанные радения мал¸ванцев. Сходство
увеличивается еще и тем, что иногда у хлыстов бело доходит даже до
подчинения идеям и воле душевнобольных, как это было, напр., в с. Поповках
Сумского уезда Харьковской губ. см. Вести. Евр. Ноябрь, с. 156 и 157. Равным
образом и описание радений и кружений с прорицаниями, судорожными и
обморочными припадками у скопцов совершенно напоминают нам явления,
наблюдавшиеся у мал¸ванцев. См. Келъсиев. Сборн. Прав, распоряжений о
расколе. 1862 г., т. 3-4.
Существует даже тождество в основных верованиях мал¸ванцев и хлыстов, а
именно в возможности непосредственного общения человека с Богом в форме
вхождения Св. Духа в человека во время истерических конвульсий. По словам
И. А. Сикорского, «этого входящего духа чувствуют одинаково и хлысты, и
мал¸ванцы. По мнению тех и других дух обозначается судорогами и
трепетанием. Весьма интересно, что даже возгласы, употребляемые в экстазе
малеванцами: "Ой дух, ой дух!" тождественны с хлыстовскими». Очевидно, что
как у мал¸ванцев, так и у хлыстов радения и религиозные упражнения стоят в
тесном соотношении с истерией, которая, как мы знаем, благоприятствует
развитию галлюцинаций, судорог и иных нервных припадков, признаваемых
теми и другими за наитие Св. Духа и которая дает столь благоприятную почву
для внушения. Радения же этих сект составляют весьма благоприятную почву
для развития как путем внушения, так и путем самовнушения истерических
болезненных проявлений, признаваемых божественными.
Нам кажется, что в этом взаимовнушении заключается не несущественная доля
той притягательной силы, какую имеют радения для мал¸ванцев, хлыстов и
скопцов — этих представителей сект, имеющих несомненно патологическую
основу.
Обыкновенно принимают, что страсть к этим радениям объясняется
перспективой ожидаемого экстаза радости. Это объяснение, без сомнения,
имеет свою реальную основу, но вряд ли только одной перспективой
ожидаемого экстаза радости, обусловливаемого, как думают некоторые,
движением, может быть объяснено неудержимое влечение этих сектантов к
своим радениям. По крайней мере, не меньшую, если еще не большую, роль
играет в этом отношении, на мой взгляд, то взаимовнушение, которое на таких
радениях производится отдельными членами друг на друга и которое
поднимает чувство восторга и упоения в них до необычайного напряжения,
недостигаемого при иных условиях отдельными членами. Это же
взаимовнушение сплачивает отдельных членов сект на радениях в одно целое,
в одну личность, живущую одной мыслью, произносящей одни и те же
возгласы, исполняющей одинаковые по существу жесты и телодвижения.
Естественно, что это целое, являющееся источником недосягаемых
наслаждений, столь притягательно для отдельных членов, что заставляет их,
несмотря на строгий запрет закона, под тем или другим предлогом устраивать
свои радения и являться на них даже за десятки верст.
Hosted by uCoz