Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 146 
Next page End  

взглядывая на нее или отвертываясь и видимо тяготясь воспоминанием об этом
периоде их жизни.
Это воспоминание сделалось для них особенно тяжелым с того времени, как
Потапкин, признанный умалишенным на распорядительном заседании суда,
был возвращен к себе в дом, следовательно, признан действительно
неответственным, как "сумасшедший", без всякого мученического венца».
Что касается характеристики психического состояния второго виновника этой
эпидемии, Осипа Потапкина, то лучше всего она определяется содержанием
его письма к директору Орловской психиатрической больницы, куда Осип
Потапкин был отдан на испытание. Из этого письма здесь приведем только
начало:
Заголовок: «1-я Христос воскрес. Я пишу сам Святой Дух, это писание от
самого живого Бога присланное, и вот скажется, для кого оно, это писание,
является.
Это оно для тебя, главный врач и начальник всему каменному построенному
дому и над теми, кто живет и кто кончины ждет.
Вот посадили сюда Иисуса в сем каменном месте; и вот он тут тоже проведет
сорок дней своего поста. А вот я, Дух Святой, теперь говорю тебе, главный
врач (пропускаются повторения и бессвязные вставки частиц), чтобы ты не
томил меня, Духа Святого, в этом каменном гробе... Теперь я пишу тебе, Дух
Святой, чтобы ты не держал тут живого Бога и Христа (это он сам). Почитай в
этом святом писании, кем оно (его письмо) и чьею мудростью написано и
возьми в свою голову, кто эту премудрость может сочинить и кому она должна
открыться. Вот слухай меня Духа Святого, что я тебя для твоей пользы
наставлю, и что теперь нужно сделать с этим домом... (идет совершенно
бессвязное рассуждение)Вот тебе приказ от меня, Духа Святого»...
В дальнейших письменных и устных заявлениях Оси-па Потапкина еще
больше бессвязности, в которой однако везде и всюду сквозит бред величия.
Надо только удивляться, как столь явные бредовые идеи не распознаются
окружающими лицами, чему объяснение может заключаться только в особой
внушаемости этих лиц, воспринимающих слышимое ими без всякой критики и
рассуждения. В Супоневской эпидемии, как впрочем и в Мал¸ванщине,
открывается между прочим в населении, принимающем уродливые формы
нового учения без критики и соображения, ясная дегенеративная почва,
сопутствуемая малокровием и истощением и даже эндемическим зобом. Но
кроме особых физических условий во всех подобного рода эпидемиях должна
без сомнения играть немаловажную роль и психическая почва,
характеризующаяся крайним невежеством, не удовлетворенностью духовных
потребностей на-селения, отсутствием нравственных руководящих начал и
недостатком умственного развития, граничащих с патологическим слабоумием.
Эта-то почва наряду с благоприятствующими физическими причинами и
создает условия необычайной внушаемости отдельных лиц населения,
воспринимающих на веру самый уродливый бред душевнобольных.
СЕКТАНТСКИЕ СБОРИЩА И ЭПИДЕМИИ.
Вышеуказанные эпидемии без сомнения не составляют что-нибудь
исключительное, не повторяющееся в другие времена и при других условиях. В
этом отношении я вполне разделяю мнение проф. И. А. Сикорского, по
которому нечто вполне аналогичное мы встречаем у некоторых сектантов,
особенно хлыстов, духоборцев и скопцов. Знакомясь ближе с так называемыми
Hosted by uCoz