Navigation bar
  Print document Start Previous page
 162 of 299 
Next page End  

Александр Евсеевич Хинштейн: «Какого цвета страх»
162
Самолет-убийца
Еще одна неприятная для Старовойтова история связана с «РАТО-банком». Тем самым,
где на своих счетах он держал 261 тысячу долларов.
Как видно, отношения генеральской верхушки с уполномоченным банком ФАПСИ были
более чем неофициальными. Именно в депозитарии «РАТО-банка» главный финансист
агентства Монастырецкий хранил чемодан, набитый долларами и марками на общую сумму в
1,5 миллиарда рублей. (Тяжелый кейс был изъят в ходе обыска.)
Именно в «РАТО-банке» находился счет старовойтовского сына Дмитрия, крупного
бизнесмена, работающего в несметном количестве фирм. (Я спросил у одного из его
руководителей: «Зачем вы взяли Старовойтова на службу? Он же приходит только за
зарплатой». — «Папа попросил», — ответил тот.)
Именно через «РАТО-банк» ФАПСИ перегоняло свои деньги. Доходило до того, что
генералы попросту заставляли подведомственные им организации открывать там счета.
Скажем, в конце 95-го года Монастырецкий вынудил одну из фапсишных структур ЦИТиС
начать работу с «РАТО», хотя ЦИТиС давно и плотно сотрудничал с «Автобанком» и даже был
в составе его учредителей.
Руководители спецслужб — люди расчетливые. Просто так они ничего не делают…
Но вернемся к нашему рассказу.
В декабре 1995-го ФАПСИ перевело в «РАТО» 28 миллиардов бюджетных рублей.
Деньги эти, как водится, были целевыми и предназначались для компенсации потерь от отмены
таможенных льгот.
По назначению, однако, ушло только немногим более миллиарда. 26,8 остались в банке.
Что происходило с этими деньгами дальше — неизвестно. Если следовать курсу
экономической теории, прочитанному мне на журфаке МГУ, рискну предположить, что банк
пустил их в оборот. «Мертвый» капитал и даром никому не нужен.
Но случилось непредвиденное: 12 апреля 96-го года ФСБ арестовала генерала
Монастырецкого. Стало очевидно, что эпизод с исчезновением «таможенных» миллиардов
попадет в руки следствия.
Тогда-то и была разыграна блестящая комбинация, остроумию которой позавидовала бы
любая акула с Уолл-стрита: ФАПСИ решило купить у «РАТО-банка»… самолет. За 11
миллионов долларов (или 55 миллиардов рублей).
В беседе со мной Старовойтов утверждал, что самолет Як-42М они приобрели у банка,
чтобы не потерять бюджетных денег и вернуть хотя бы что-то.
Я ему не верю. Думаю, генералами двигала не бережливость, а элементарный страх.
Придуманная афера была проста: часть «крутящихся» в «РАТО-банке» денег оформлялась
как плата за самолет, который «РАТО» в свою очередь приобретал у другой фирмы, имеющей
финансовые обязательства перед его партнером, — АОЗТ «Универсал».
Вдобавок агентство заставило свои подведомственные организации (НТЦ, ЦИТиС, ЦНКТ,
МО ПНИЭИ, НПО «Автоматика») перевести на счета дружескому «РАТО» «Универсалу» ещ¸
несколько десятков миллиардов. Тоже за самолет.
Одним разом гибли два зайца: «отмывались» потерянные деньги, а в «РАТО-банк»
закачивались новые капиталы. Дело в том, что банк постепенно разваливался и всеми силами
его следовало оставить на плаву. (Впрочем, в итоге «РАТО» все равно лопнул. В 1997 году
Центробанк отобрал у него лицензию.)
Возможно, самолет был и вправду нужен ФАПСИ. Как говорится в справке Главного
управления войск правительственной связи, его наличие значительно улучшило бы контакт
между войсками правительственной связи и частями радиоразведки. Кроме того, необходимо в
кратчайшие сроки протягивать связь в районы, где произошли какие-либо ЧП (землетрясения,
теракты и т.п.), а без воздушного пункта управления (сокращенно ВПУ) сделать это
невозможно.
Но нужен был именно самолет, а не старая рухлядь, которую за бешеные деньги получило
агентство. Вот что следует из технической документации этого «суперсовременного» лайнера:
Hosted by uCoz