Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 114 
Next page End  

отрочества он встречается с большим числом людей. Он интуитивно ищет тех партнеров, которые
сыграли бы роли, требуемые его сценарием (они это делают, ибо ребенок играет роль, предполагаемую
их сценариями). В это время подросток дорабатывает свой сценарий с учетом своего окружения.
Интрига остается той же самой, но действие слегка меняется. В большинстве случаев это нечто вроде
пробного представления. Благодаря ряду таких- адаптации сценарий приобретает определенную форму.
Он уже как бы готов для самой "большой сцены" - финального акта. Если это был так называемый
хороший сценарий, то все благополучно заканчивается "прощальным обедом". Если же то был плохой
сценарий, то "прощание" может звучать с больничной койки, с порога тюремной камеры или из
психиатрической больницы.
4. Почти в каждом жизненном и театральном сценариях есть роли хороших людей и злодеев,
счастливцев и неудачников. Кого считать хорошим или плохим, кого счастливцем, а кого неудачником,
определяется весьма специфично для каждого сценария. Но совершенно ясно, что в каждом из них
присутствуют эти четыре типа, объединенные иногда в две роли. Например, в ковбойском сценарии
хороший парень почти всегда бывает победителем, а злодей - неудачником. Хороший - это храбрый,
решительный, честный, чистый человек. Плохой - это трусливый, колеблющийся, хитрый, развратный
человек. Победитель обычно выживает, а неудачник погибает или наказывается. В музыкальных
водевилях чаще всего победителем бывает та женщина, которая завоевывает мужчину, а неудачницей -
женщина, теряющая партнера.
В сценарном анализе психотерапевты называют победителей Принцами и Принцессами, а
неудачников зовут Лягушками. Задача анализа состоит в превращении Лягушек в Принцев и Принцесс.
Чтобы это осуществить, психотерапевт должен выяснить, кто представляет в сценарии пациента
хороших людей и злодеев. Далее надо уяснить, какого рода победителем способен быть пациент. Он
может сопротивляться превращению в победителя, так как, возможно, идет к психотерапевту совсем не
для этого. Может быть, он хочет стать храбрым неудачником. Это вполне допустимо, ибо, став бравым
неудачником, он почувствует себя удобнее в своем сценарии, тогда как, превратившись в победителя,
он должен будет отказываться от сценария частично или полностью и начинать все сначала. Этого люди
обычно опасаются.
5. Все сценарии, театральные или из реальной жизни, в сущности, представляют собой ответы на
фундаментальный вопрос человеческих взаимодействий: что вы говорите после приветственных слов?
Например, драма Эдипа и вся его жизнь вращаются вокруг этого вопроса. Встречая любого человека
старше себя, Эдип первым делом его приветствовал. Следующее, что он чаще всего делал, будучи
движим своим сценарием, это задавал вопрос: "Померяемся силой?" Если встречный отвечал "нет", то
Эдипу оставалось гадать: говорить ли о погоде, о ходе военных действий или о том, кто победит на
будущих Олимпийских играх. Проще всего он выходил из затруднения, пробормотав что-нибудь вроде
"рад был познакомиться", и отправлялся своей дорогой. Но если встречный говорил "да", то Эдип
отвечал "отлично!", ибо теперь он нашел того человека, с которым знает, как вести себя дальше.
6. Сцены в жизненном сценарии человека обычно определяются и мотивируются заранее, точно
так же как и театральные. Простейший пример: ситуация, когда кончается бензин в бензобаке
автомобиля. Его владелец это всегда определяет за день-два вперед, по показаниям счетчика. Человек
соображает: "Надо заправиться", - но... этого не делает. Фактически не бывает так, чтобы бензин
кончился мгновенно, если в машине все исправно. Однако в сценарии Неудачника это почти всегда
постепенно надвигающееся событие и как бы запланированная сцена. Многие Победители проходят
весь свой жизненный путь, ни разу "не оставшись без бензина".
Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на Родительском
программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых, оно дает жизни цель,
которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому. Все, что делает ребенок, чаще всего он
делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, Родительское программирование дает ему
приемлемый способ структурировать свое время (то есть приемлемый для его родителей). В-третьих,
ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не
очень-то практично учиться на своих ошибках. Человек едва ли станет хорошим пилотом, если разобьет
несколько аэропланов, предполагая, что выучится на своих ошибках. Хирургу, например, нужен
наставник, а не возможность удалять аппендиксы один за другим, пока наконец не выяснится, что он
делал все неправильно. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то,
чему они научились (или думают, что научились). Если они Неудачники, то передают свою программу
неудачников. Если же они Победители, то соответственно программируют и судьбу своего ребенка.
Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен
Hosted by uCoz