Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 114 
Next page End  

выяснить, каковы были обстоятельства и как подготавливалось это событие. Планировалось ли оно?
Если планировалось, то как хладнокровно и педантично, с темпераментом, разговорами и
обсуждениями или в молчаливом страстном согласии? В жизненном сценарии будущего ребенка могут
отразиться все эти качества. Возможно, его родители считали секс занятием бездельников или
пошлостью, а может быть, священнодействием или развлечением? Отношение родителей к интимной
жизни может быть перенесено и на их ребенка. А если мать пыталась избавиться от плода? Может быть,
даже несколько раз? Делались ли аборты или попытки аборта во время предыдущих беременностей?
Здесь можно задать бесконечное число вопросов различной степени деликатности. Однако надо
учитывать, что все эти факты могут воздействовать на сценарий даже еще не рожденного ребенка.
Очередность рождений
Самый важный фактор здесь - сценарий родителей. Пришелся ли ребенок, как говорят, ко двору?
Возможно, малыш родился не того пола или появился на свет не вовремя? Может быть, по сценарию
отца ему предназначалось быть ученым, а он вдруг стал футболистом? Совпадал ли материнский
сценарий со сценарием отца или у них были противоречия? Играют свою роль и традиции, почерпнутые
из волшебных сказок или из реальной жизни.
Например, согласно сценариям многих многодетных родителей, одному из детей, суждено
прославить их, а другому отводится роль неудачника, который может их опозорить. Если матери
суждено под конец жизни стать одинокой и беспомощной, то один из детей, будто с самого рождения
воспитанный для этого, обычно остается ухаживать за ней, тогда как остальные дети уходят из дома и
усваивают роль неблагодарных. Когда сорокалетний холостой сын или дочь - старая дева решается
нарушить сценарий, например переехать в другое место или (еще хуже) выйти замуж, то реакцией
матери чаще всего оказывается резкое обострение болезни, вполне понятное в ее возрасте и достойное
сожаления. Сценарная природа подобных ситуаций нередко обнаруживается тогда, когда мать
"неожиданно" завещает большую часть денег неблагодарным детям, оставляя жалкие гроши
преданному сыну или любящей дочери.
Общее правило состоит, на наш взгляд, в том, что дети в своих семейных отношениях чаще всего
в будущем воспроизводят родительские сценарии. Лучше всего это можно продемонстрировать на
простейших примерах, а именно на количественном и порядковом расположении детей в семье. Пол
ребенка лучше не учитывать, так как его еще не научились регулировать. Наверное, это к счастью, ибо
остается, пожалуй, единственная возможность нарушать повторение сценариев от поколения к
поколению, благодаря чему хотя бы некоторые дети могут начинать все сначала. Тщательное
исследование нескольких семей обнаруживает удивительно много "совпадений" в этой области.
На схеме 5 изображено сценарное фамильное дерево. В семействе Эйбл было трое мальчиков:
Кэл, Хэл и Вэл. Когда родился Вэл, Хэлу было четыре года, а Кэлу - шесть лет, так что их порядок - 0 -
4 - 6. Их отец Дон был старшим из трех детей с расположением 0 - 5 - 7. Их мать Фэн была старшей из
трех девочек с расположением 0 - 4 - 5. У ее сестер Нэн и Пэн также было по трое детей. Мать Фэн
Гренни была старшей из двух девочек с расположением 0 - 6, с выкидышем в промежутке. Видно, что
промежуток между рождениями всех этих троиц располагается в пределах от пяти до семи лет. Такого
рода фамильное дерево показывает, что при планировании семьи, когда это касается ее численности и
расположения в ней детей, люди часто следуют примеру своих родителей. Рассмотрим, какие
"сценарные указания" могли бы быть даны Грэммом и Гренни Дону и Фэн.
                                             
-----6----¬      ?        0
      Грэм    =    Мать              Отец  = 
¦
Грэнни 
¦  
Выкидыш    <Ж>
    (дедушка)
¦ 
                         
¦  ¦(
бабушка)
¦      ¦        ¦
             
¦                            ¦  L----T-----      ¦        ¦
             
¦                            ¦       L-----------+---------
       
----T-+---¬          -----------T--+-----¬
       
¦   ¦    -+--¬     --+-¬        ¦        ¦
      Джон Джени
¦
Дон
¦  =  ¦
Фэн
¦       H
эн      Пэн
        0   5   
L-7--  ¦  L-5--        4        0
                       
¦            ---+--¬  ---+--¬
                       
¦           <
М><М><М><М>
<М><Ж>
                       
¦
               
--------+-------¬             -------------------¬
               
¦       ¦       ¦             ¦
Расположение детей
¦
               Вэл     Хэл     Кэл           
¦        = 0 ? 6   ¦
Hosted by uCoz