Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 191 
Next page End  

реальностью существования указанных чувств, а не огульно осуждать их.
Во всех моих пациентах имеется заряд ненависти, и она должна быть выражена. Но сначала ее
следует прочувствовать и распознать как естественную реакцию на измену какой-то любви. Человек
должен ощутить, насколько глубоко и тяжко он был ранен - психологически и физически, - чтобы
почувствовать себя вправе выражать охватившую его ненависть. Когда пациент начинает глубоко
ощущать причиненную ему рану и осознает меру предательства, я вручаю ему полотенце, которое он
должен скручивать, лежа в кабинете на терапевтической кровати. При этом я рекомендую, чтобы, крутя
и плотно свивая полотенце, они не сводили с него глаз и произносили: «Ты ведь меня на самом деле
ненавидишь, верно я говорю?» После того как пациенты окажутся в состоянии выразить это чувство, им
станет вовсе не трудно продолжить указанную фразу, сказав: «И я тебя тоже ненавижу». Во многих
случаях это будет получаться совершенно спонтанно. Испытывая должную ненависть, человек сможет
при выполнении упражнения по нанесению ударов мобилизовать более сильный гнев. Однако никакое
единичное выражение чувств, даже самое интенсивное, само по себе не может привести к
трансформации личности. Принимать как должное весь спектр собственных чувств, выражать их и
наращивать самообладание - вот верстовые столбы, расставленные вдоль дороги, по которой человек
продвигается в своем длинном странствии в страну, где ему предстоит открыть собственное Я.
В этом процессе открытия самого себя надежным компасом, дающим верное направление
нашему продвижению вперед, служит анализ поведения и характера. Прежде чем мы сумеем заняться
изменением поведения, необходимо понимать все его «как» и «почему». Мы всегда должны начинать с
констатации и признания факта детской невинности. Ребенок не располагает знаниями о сложных
психологических проблемах, гнездящихся в недрах человеческой личности. Любовь ребенка к родителю,
которая является двойником и взаимным дополнением любви родителя к ребенку, настолько укоренена
в натуре малютки, что с его стороны требуется немалая умудренность и продвинутость, чтобы поставить
это естественное чувство под сомнение. До этого момента ребенок будет думать, что причиной обид,
унижений и недостатка любви, которые он испытывает, являются какие-то его собственные плохие
поступки. Прийти к такому заключению совсем нетрудно. К примеру, конфликты между родителями
повсеместно проецируются на ребенка. Один из родителей будет порицать другого за чрезмерную
снисходительность и мягкость, а ребенок в результате начинает понимать, что он не в состоянии
одновременно ублажить их обоих. Ребенок зачастую становится символом и козлом отпущения
супружеских проблем, и во многих случаях бедному ребенку, хоть он и находится посередине,
приходится принимать чью-то сторону. Мне известно лишь весьма немного людей, которые вышли из
детства без сильного ощущения того, что с ними многое не в порядке и что они не являются теми, кем
должны были бы стать. Этим лицам остается только додуматься, что если бы они были более
любящими, более усердными и старательными, а также более послушными, то с ними все было бы
хорошо. В зрелом возрасте все они во взаимоотношениях с другими людьми несут в себе такую
установку: всячески пытаться ублаготворить их - и бывают шокированы, когда обнаруживают, что
подобная установка не срабатывает.
Здоровые взаимоотношения взрослых людей базируются на свободе и равенстве. Свобода
означает в этом контексте право беспрепятственно выразить свои нужды или пожелания; равенство
означает, что каждая из сторон пребывает в данном взаимоотношении ради себя самой, а не для того,
чтобы служить другой стороне. Если человек не может выговориться, не может высказаться до конца, он
несвободен; если он должен служить другому, то между ними нет равенства. Однако слишком много
людей вовсе не чувствуют, что они обладают указанными правами. В детстве их упрекали за то, что они
требовали удовлетворения своих надобностей и желаний; за такие проявления на них навешивали
ярлыки себялюбивых и неделикатных, даже бестактных. Помимо этого, их заставляли испытывать
чувство вины в силу того, что они ставили собственные желания выше родительских. В этой связи
припоминается та моя пациентка, которая, будучи ребенком, пожаловалась матери, что чувствует себя
несчастной, и услышала в ответ: «Мы живем на этом свете не для того, чтобы испытывать счастье, а
дабы делать то, что от нас требуется». Впоследствии она кончила тем, что, повзрослев, стала матерью
для собственной матери. Сходная участь выпадает на долю многих девочек, обкрадывая их и лишая
права на удовлетворение и радость. Такая измена чувству любви со стороны родителя обязательно
порождает в ребенке сильный гнев против матери или отца - гнев, который ребенок не в состоянии
Hosted by uCoz