Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 191 
Next page End  

служит представлением отрицательного отношения эго к определенным чувствам и поступкам. Лишь
немногие из числа тех лиц, кто страдает такого рода хроническими напряжениями, действительно
ощущают свою вину; большинство вообще не осознают ни того, что они чувствуют себя виновными, ни
того, с чем именно связана их вина. В определенном, специфическом смысле вина - это чувство
отсутствия права быть свободным, делать то, что человек хочет. В более широком, общем смысле - это
ощущение отсутствия легкости в теле, когда человек плохо себя чувствует. Если человек в глубине
своего естества не чувствует себя хорошо, то за всем этим скрывается мысль: «Я наверняка сделал что-то
плохое или ошибочное». К примеру, когда человек говорит неправду, он чувствует себя плохим или
виновным, поскольку изменил своему подлинному Я, своим подлинным чувствам. Ощущение вины
применительно ко лжи совершенно естественно. Однако имеются такие люди, которые, говоря
неправду, не чувствуют никакой вины, но так происходит потому, что они вообще ничего не чувствуют
- они подавили в себе едва ли не всякое чувство. С другой стороны, невозможно ощущать себя
виновным, если человек чувствует себя хорошо или если он полон радости. Эти два состояния -
чувствовать себя хорошо/радостно и чувствовать себя плохо/виновным - взаимно исключают друг друга.
Как правило, запретный плод порождает смешанные чувства. Он хорош на вкус, что является
одной из причин, почему он оказался запретным. Но поскольку этот плод запрещен и запрет исходит от
супер-эго - иначе говоря, той части сознательного разума, которая включает в себя родительский диктат,
- мы не в состоянии полностью капитулировать перед удовольствием. Это создает у нас во рту горький
привкус, который становится сердцевиной чувства вины. Разумеется, таким запретным плодом в нашем
культурном круге является сексуальность, и почти все цивилизованные личности в той или иной мере
страдают от чувства вины или стыда в связи со своими сексуальными переживаниями и фантазиями. У
нарциссических индивидуумов имеет место отторжение чувств и отрицание какой-либо своей связи с
ними, вследствие чего такие личности не испытывают стыда или чувства вины, но они неспособны
также почувствовать и любовь. Эти индивиды кажутся полностью лишенными всяких запретов и
совершенно свободными в своем сексуальном поведении, но вся эта их свобода - чисто внешняя, а не
внутренняя, и она проявляется лишь в действиях и поступках, а не в чувствах. Их сексуальные действия
образуют собой элементы перформанса - своего рода зрелища или театрального представления, - а не
являются спонтанным актом, в котором человек безоглядно капитулирует перед любовью. Для них секс
- это занятие, а не опыт переживания радости. Без внутренней свободы, которая позволяет глубоко
чувствовать и выражать свои чувства во всей их полноте, не может быть и радости.
Внутренняя свобода человека проявляется в грациозных движениях тела, в их плавности,
непринужденности и живости. Все это соответствует свободе от чувства вины, от стыда и от
мучительного самосознания. Это как раз то свойство бытия, которое присуще всем животным, но
которое отсутствует у большинства цивилизованных жителей нашей планеты. Оно представляет собой
физическое выражение невинности и такого образа действий, который спонтанен, лишен чувства вины
и полностью искренен по отношению к самому себе.
К сожалению, утраченную невинность невозможно обрести вновь. Получив разнообразные
познания по поводу того, что в сексуальности хорошо, а что дурно, стали ли мы обреченными на то,
чтобы пребывать вечными грешниками? Действительно ли нам суждено проживать жизнь, полную
коварства, манипулирования и самообмана? Конечно же нет. Нам следует помнить о том, что все
мировые религии проповедуют спасение. Нигде не предначертано, что мы неизбежно попадем в ад или
даже в чистилище, хотя очень похоже на то, что многие люди влачат свое существование именно на
этом уровне убеждений. Спасение всегда включает в себя необходимость капитулировать перед
милостью Божьей и довериться ей, отказаться от собственного эготизма, обязаться вести моральную
жизнь. Но все это легче сказать, нежели сделать. Мы потеряли непосредственный контакт с Богом,
потому что мы утратили контакт с Богом, находящимся в нас, - тем ни на миг не успокаивающимся
духом, который оживляет и одухотворяет наше бытие, тем пульсирующим центром нашего внутреннего
Я, который освещает и освящает наше бытие и придает смысл нашей жизни.
В этой книге я собираюсь описать те муки и страдания, которые испытывали мои пациенты и
которые привели их к врачу-психотерапевту. Цель терапии состоит в том, чтобы воссоединиться с
нашим внутренним Богом. Этот Бог располагается внутри нашего естественного, природного Я - того
тела, которое было создано по образу и подобию Господа. Это естественное Я покоится глубоко внутри
Hosted by uCoz