Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 191 
Next page End  

нашего тела, погребенное под многочисленными слоями напряжения, которые служат представлениями
различных предписаний со стороны супер-эго, а также представлениями наших подавленных чувств.
Чтобы добраться до этого глубинного Я, пациент должен совершить путешествие назад, в отдаленное
прошлое, во времена своего самого раннего детства. Это путешествие неизбежно порождает боль,
поскольку пробуждает неприятные и пугающие воспоминания и вызывает на поверхность
многочисленные болезненные чувства. Но по мере снятия напряжения и облегчения задавленности
чувств то тело, которое когда-то сотворил Господь, медленно и постепенно становится полностью
живым.
Путешествие в страну, где человеку предстоит открыть самого себя, путешествие, которое и
образует собой терапевтический процесс, не может предприниматься в одиночку. Подобно Данте в
«Божественной комедии», одинокий путник оказывается потерянным и смущенным. Данте, впав в ужас
и отчаяние, когда обнаружил себя заблудившимся в сумрачном лесу и испытал ужас от вида обитавших
там диких зверей, обратился за помощью к Беатриче, своей защитнице и покровительнице на небесах.
Та прислала ему в качестве провожатого знаменитого древнеримского поэта Вергилия, который должен
был доставить его домой по дороге, ведущей через Ад и полной всяческих опасностей для
путешественника. Вергилий сумел помочь Данте безопасно пробраться через все опасные места,
поскольку он сам раньше уже прошел весь этот нелегкий путь. С помощью Вергилия Данте смог
миновать опасности и успешно пройти Ад, после чего он побывал в Чистилище и, наконец, попал в
Рай. В терапевтическом процессе таким провожатым выступает человек, который уже совершил
подобное путешествие в страну самооткрытия, пройдя при этом через свой собственный ад. Чтобы
стать эффективным проводником в процессе аналитической терапии, соответствующий врач-терапевт
обязан прежде сам подвергнуться полному анализу, который должен завершиться его собственным
углубленным пониманием самого себя.
Для пациента, подвергающегося терапии, ад - это его подавленное и репрессированное
бессознательное, тот «нижний», скрытый мир, в котором погребены ужасы прошлого: отчаяние,
мучения, мании. Если пациент решился погрузиться в этот темный мир, то неизбежно испытает все
болезненные стороны своего похороненного прошлого; он заново переживет те конфликты, с которыми
ему не удалось совладать в свое время, и он откроет в себе силу, о которой всегда мечтал, но не смел
даже верить в возможность ее наличия. Первоначально эта сила будет исходить от терапевта, от
руководства, поддержки, стимулирования и поощрения с его стороны, но постепенно она будет
становиться собственной силой самого пациента, по мере того как он будет обнаруживать, что все его
кошмары - это на самом деле всего лишь детские страхи, с которыми взрослый человек вполне в
состоянии справиться. Ад может существовать только во тьме ночи и смерти. В свете яркого дня -
иными словами, при полном и всестороннем осознании - человек перестает видеть вокруг себя и в себе
каких-нибудь по-настоящему опасных для него чудовищ. Злые мачехи превращаются в самых обычных,
но только раздраженных и рассерженных матерей, которые ввергают своих детей в ужас и буквально
терроризируют их. Те чувства, о которых думалось как о постыдных, опасных и неприемлемых, на
поверку оказываются естественными и нормальными реакциями на ненормальные ситуации.
Постепенно пациент начинает заново обретать свое тело, а вместе с ним - свою душу и самого себя.
Я уже указывал, что подсознательное и бессознательное - это та часть, или сфера, тела, которую
человек не ощущает. В нашем теле также имеются большие участки и зоны, которые мы не можем
чувствовать или ощущать. Мы никак не осознаем функционирования наших кровеносных сосудов,
нервов, желез внутренней секреции, почек и т. п. Похоже, что некоторые индийские факиры в
состоянии развить и углубить свою чувствительность до такой степени, что они могут ощущать эти
органы, но это все-таки не тот путь, который характеризует типичную работу сознания. Можно без
особой натяжки сказать, что сознание подобно вершине айсберга, которая виднеется над поверхностью
моря; но в этом айсберге есть и огромная подводная часть, которую, хоть она находится ниже
поверхности воды, тоже можно при желании рассмотреть. У людей, страдающих от эмоциональных
проблем или конфликтов, в теле имеются такие участки, которые, хотя они входят в круг того, что при
нормальной ситуации вполне осознается, совершенно не ощущаются этими индивидами по той
причине, что они были иммобилизованы, или обездвижены, существующим в их теле хроническим
напряжением. Такая иммобилизация блокирует импульсы, несущие с собой угрозу, но одновременно
Hosted by uCoz