Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 88 
Next page End  

голова и ей приходилось ехать домой, поскольку на светской вечеринке ей было невозможно сохранить ту
абсолютную власть над другими, какую она установила дома.
Поскольку эта женщина могла достигнуть главной цели своей жизни — удовлетворения своего
тщеславия — только в семейном кругу, ей пришлось изобрести способ возвращаться в этот круг всякий раз,
когда ей было необходимо. Дошло до того, что как только она оказывалась среди незнакомых людей, ее
охватывала тревога и возбуждение. Вскоре она уже не могла ходить в театр, а в конце концов ей стало
нельзя выходить на улицу, потому что в этих ситуациях она чувствовала, что ее власть над миром
ослабевает. Ситуации, к которой она стремилась, нельзя было найти вне семьи, а особенно на улице. В
конце концов она заявила, что не может выходить из дома иначе как в сопровождении кого-нибудь из своих
«придворных». Только такая ситуация доставляла ей удовольствие: быть окруженной заботливыми людьми,
пекущимися о ее благополучии. Как показало наше исследование, такой стиль поведения у нее
сформировался еще в раннем детстве.
Она была самой младшей, самой слабой, самой болезненной и больше других нуждалась в том, чтобы
ее баловали и нежили. Она ухватилась за роль избалованного ребенка и играла бы ее до конца жизни, если
бы не зашла слишком далеко и не нарушила железные законы жизни, согласно которым подобное поведение
крайне предосудительно. Ее приступы возбуждения и тревоги, которые были настолько заметны, что никто
не осмелился бы отрицать их подлинности, выдали тот факт, что найденное ею решение проблемы
тщеславия оказалось ловушкой для нее самой. Это решение было неадекватным; она не обладала
достаточной волей для того, чтобы жить как нормальный член общества, которому приходится не только
брать, но и давать, и в итоге последствия неспособности решить свою проблему стали для нее настолько
болезненными, что она обратилась за медицинской помощью.
После этого пришлось демонтировать всю структуру ее г жизни, которую пациентка старательно
возводила многие годы. Пришлось преодолевать огромное сопротивление, поскольку в сущности она не
была готова меняться, хотя внешне и умоляла доктора о помощи. На самом деле ей требовалось лишь одно
— царствовать в своей семье, как и прежде, но не расплачиваться за это мучительной тревогой, которая
охватывала ее, стоило ей выйти на улицу. Однако эти два условия были неразделимы! Пациентке
продемонстрировали, как она оказалась узником в клетке своего бессознательного поведения, выгодами
которого она желала пользоваться и дальше, однако неприятностей которого хотела избежать.
Этот пример показывает, как, развившись до значительной степени, тщеславие превращается в
тяжелое бремя, которое приходится нести всю жизнь, как оно мешает развитию человека и в конечном счете
приводит его к краху. Пациент не может понять этого ущерба, поскольку его внимание приковано
исключительно к выгодам. По этой причине многие люди убеждены, что их честолюбие, которое скорее
следовало бы назвать тщеславием, является ценной чертой характера. Они не понимают, что эта черта
характера вызывает вечную неудовлетворенность и лишает их сна и отдыха.
В доказательство нашего тезиса приведем еще один пример. Молодому человеку двадцати пяти лет
нужно было сдавать выпускные экзамены. Однако на экзамены он не явился, поскольку внезапно потерял
всякий интерес к предмету. Его обуревали неприятные чувства; он сомневался в своих способностях и
достоинствах до тех пор, пока неверие в собственные силы не одолело его настолько, что он оказался не
способным сдать экзамены. Его воспоминания о детстве были пересыпаны упреками в адрес родителей,
которые никогда его не понимали, что затормозило его развитие. Пребывая в таком настроении, он также
считал, что все люди — существа бесполезные, а посему они не представляют для него никакого интереса.
Таким образом ему удалось изолировать себя от мира.
Движущей силой, которая каждый раз, когда ему предстояло испытать свои силы, находила
отговорку, позволявшую этого избежать, было тщеславие. Теперь, перед самыми выпускными экзаменами,
его терзали сомнения, мучили недостаток мотивации и мандраж, благодаря чему он оказался совершенно не
способен их сдать. Все это представляло для него чрезвычайную важность, поскольку, если бы он сдался
сейчас, его чувство собственного достоинства осталось бы непоколебленным. Его спасательный круг всегда
был с ним! Он чувствовал себя спокойнее, когда утешался мыслью, что причинами его неудачи были
болезнь и невезение.
Мы считаем такое поведение всего лишь еще одной формой тщеславия, при котором индивидуум
неохотно подвергает себя испытанию. Именно тщеславие заставляет его пасовать в момент, когда должно
быть принято решение относительно его способностей. Он вспоминает о славе, которую утратит, если
потерпит неудачу, и начинает сомневаться в своих способностях; он постиг наконец сокровенную тайну
всех, кто не может заставить себя принять решение! Рассказ нашего пациента о себе подтверждает, что он
фактически всю жизнь был одним из этих нерешительных людей. Всякий раз, когда возникала
необходимость принять решение, он колебался и терялся. Если сосредоточиться только на изучении
поведения и образа действий, то такое поведение для нас обозначает, что пациент желает остановиться,
затормозить свое продвижение вперед.
Он был самым старшим ребенком в семье и единственным мальчиком среди четырех сестер. Кроме
того, он оказался единственным, кому было решено дать высшее образование, надеждой всей семьи, от
которого ожидали великих свершений. Отец не упускал возможности подстегнуть его честолюбие и не
уставал повторять ему, что он должен совершить великие дела. Постоянной целью этого мальчика было
стать первым и лучшим. И теперь, во власти нерешительности и тревоги, он размышляет, сумеет ли он на
Hosted by uCoz